Усадьба «Модерн»: главный дом (Farmstead «Modern»: the main house) в России от Олега Карлсона.
Наша новейшая история знает множество некачественных стилизаций. Эта же, напротив – качественная, добросовестная как в целом, так и в частностях. Архитектор Олег Карлсон строит частные загородные дома, иногда – очень большие, скорее дворцы, чем дома, – усадьбы с шиком и размахом. Одна из особенностей такого заказа состоит в том, что его работы мало известны: не все заказчики готовы публиковать свои дома, и стенд на «Зодчестве» стал первым «выходом в свет» одной из новых построек Олега Карлсона, подмосковной усадьбы «Модерн», строительство которой было закончено в 2009 году. Надо сказать, что вокруг этого стенда в Манеже было как-то заметно больше зрителей, перед ним толпились, разглядывали, обсуждали, – даже со стороны было хорошо заметно, что дом вызвал неподдельный интерес коллег архитекторов.
Вторая особенность частного заказа – большинство клиентов (не то чтобы абсолютное большинство, но процентов девяносто наверняка) предпочитает исторические стили. В данном случае заказчик попросил архитектора построить дом в стиле модерн. Причина этого пожелания была не столько эстетической, сколько, скажем так, родословной: предки хозяйки (а дом строился к ее юбилею) владели, в числе прочего, домом на Волге, построенным в начале XX века в стиле модерн.
Олег Карлсон и архитекторы его бюро, построившие до этого уже много частных домов разного масштаба и стилистики, приняли поставленную задачу как своего рода профессиональный вызов и начали работу над проектом с изучения книг о модерне и его памятников, с «погружения в стиль». Объехали Европу, изучая постройки начала века; увлеклись коллекционированием и реставрацией мебели этого времени. Строго говоря, Олег Карлсон, как он и сам признается, поставил перед собой сверхзадачу совершенно самостоятельно. До некоторой степени на это решение повлияло место – дом находится в поселке, генплан которого делал Илья Уткин. Генплан не был вполне реализован, но Уткин построил два дома на одной из главных улиц поселка; «усадьба Модерн» Олега Карлсона оказалась как раз между ними. Авторитет Ильи Уткина, знаменитого «бумажника», хранителя наследия и мастера-классициста, во многом и определил «планку» – таким образом к основной «династической» мотивации заказчицы добавилась уже чисто творческая задача: проникнуться принципами построения архитектуры модерна и сделать качественную, достоверную стилизацию. Тем интереснее рассматривать то, что получилось.
В точности повторить какой-либо образец стиля модерн начала XX века архитектор, конечно же, не мог. Прежде всего по самой банальной причине: стилизация стилизацией, а дом должен быть современным и предоставлять своим обитателям значительную часть благ современной цивилизации: гаражи на несколько машин, в том числе для обсуживающего персонала и охраны, бассейн внутри дома (к нему мы еще вернемся). Из особенных удобств назовем одно: между домом охраны и главным домом устроен подземный переход, для того, чтобы в непогоду хозяева могли выйти из машины и войти в дом, не намокнув от дождя («не попасть под камни с неба» – шутливо поясняет архитектор). Кроме того, масштаб и размер дома тоже вполне современен, а вовсе не апеллирует, как можно было бы подумать, к историческим дворцам: «дом-двухтысячник» (площадь главного дома «усадьбы Модерн» – 1700 метров) стал за последние 10 лет своеобразным эталоном богатого подмосковного дома. Однако в эпоху модерна типология дворца совершенно не сложилась – дворцы остались в XIX веке, возродившись позднее, в 1910-е, но уже в стилистике неоклассики. Модерн строил: вокзалы, пассажи, многоэтажные доходные дома, а в качестве частного жилья – деревянные пригородные дачи и каменные городские особняки. Поэтому даже словосочетание «усадьба Модерн» звучит несколько неожиданно: в начале XX века усадьбы с их вишневыми садами и модерн с его дачами, для размещения которых вырубали эти самые сады, были скорее антагонистами. Словом, типологию загородного дворца в стиле модерн архитекторам пришлось во многом изобрести…
По теме: Современное русское барокко
Название: Усадьба «Модерн»: главный дом (Farmstead «Modern»: the main house)
Расположение: Жуковка, Московская область, Россия
Архитектура: Олег Карлсон, АСБ Карлсон & К, Куликов А.Ю., Лукманов М.Ш., Кармановский Д.А., Ильин С.А., Художник Оринянский П.А.
Строительство: 2009
Общая площадь (главный дом): 1700 м2
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей
«Красота спасет мир» — кажется Достоевский это сказал. Поэтому не важно, кто ты зодчий, ремесленник, олигарх — делай все красиво, вычерпывай свой талант, свое мастерство, умение жить до дна, чтобы, как говорил Островский — «не было обидно, за бесцельно прожитые годы».
А ведь можем!!!
Очень хороший проект. Приятно радует почерк московской архитектурной школы, в работах Олега Карлсона, труд её создателей и не прошёл зря. Автор продолжает её традиции, без оглядки на то, что сказал обожествлённый западный архитектурный мир. Я много хожу по выставкам, и можно сказать, был на премьере этого проекта на Зодчестве. Кстати, подтверждаю слова автора текста, о повышенном интересе посетителей к стенду с этой и другими работами бюро Карлсона.Тем сильнее удивляет позиция жюри и кураторов конкурсов, разделяемая критиками этой работы в первых комментариях. Они как будто предпочитают не замечать, что помимо их, активно пропагандируемой архитектуры, параллельно существует и развивается другая, современная архитектура.… Read more »
Олег, прекратите этот фарс.
Игорь, что вы имеете ввиду? Меня зовут Илья, а не Олег)).
Игорь, поясните пожалуйста свою позицию про фарс.
Это анахренизм
Чёрт как же это всё скучно!
Большое человеческое спосибо за Ваши отзывы — позитивные и не очень. Всё для меня было полезно и интересно. Желаю всем хороших и интересных заказчиков- много интересных объектов. Ещё раз спосибо. С уважением ко всем колегам архитекторам Олег Карлсон.
а нельзя ли купить типовой))) проект Олег?
За так отдам, если найдёте у меня ну жный Вам типовой проект.
))))видимо их нет?
а жаль кстати….
Игорь, не то слово, как жаль! Приходит заказчик, просит точно такой же дом, как в портфолио. Потом приносит геоподоснову рассказывает о своей семье, своих заморочках и получается совсем другой дом, другая история. Попытался сделать типовой проект на одной схеме дома — не получилось, а получился «Дом в Захарово», «Дом в Хлюпино», «Японский домик»(см.АРХИВУД и АРХИРУ). А как было бы душевно — сидиш на крылечке и торгуеш типовыми проектами оптом и в розницу. Но видимо не в этой жизни.
эта та архитектура, что мне нравиться! Это действительно архитектура. Олег вы молодец!
Спосибо, дорогой друг, за добрые слова. А то почитаеш отзывы юнных архитекторв и застрелиться хочется. Не понятно, что с ними (джонни и пр.) происходит — слепота, глупость или зависть? Кто им в голову вбил, что чем меньше дом похож на дом, чем бестолковей план тем круче и современней дом?
Вы передёргиваете. По поводу проекта я высказался на первой странице комментариев к нему. Мне безмерно за Вас радостно, в части представившейся Вам возможности поработать над столь редким, трудным, необычным для нынешней жизни проектом. Получилось красиво, гармонично. Поздравляю. И нет, я не придерживаюсь мнения о положительном влиянии разрыва шаблона на развитие архитектуры. С другой стороны, любая область должна развиваться. Тому способствует работа с формой, пространством, внутренней и окружающей средой. В работах японских архитекторов тема взаимодействия представлена наиболее ярко. Именно жывое взаимодействие со средой, через диалог или её модификацию. Не ради разрыва шаблона. Мне представляется, российским архитекторам надо перенимать опыт японских коллег.… Read more »
Пардон, «живое».
Хочу особо заметить, дабы не вводить в заблуждение, я не являюсь архитектором. Скорее интересующийся архитектурой человек, делящийся своими мыслями на страницах блога.
я просто в благоговейном трепете от вашей работы,получила огромное удовольствие от просмотра)надеюсь когда нибудь достигнуть ваших высот!
Архитектура, свидетельствует движение времени. А в этом проекте, лет на сто телепортировались в прошлое, с новыми «бешеными» московскими деньгами. Отсутствие чувства меры у архитекторов и художников, во времена «зеленой» экологичной философии в стоительстве.
Не имею отношения к архитектуре, но стремясь к прекрасному, не смогла пройти мимо небольшого фрагмента дома и потрудилась найти его во всей красе! Это невероятное волшебство! Спасибо Вам!
Ну-Олег, ну-Карлсон! А я думал, когда работал у Эдика Кантора (Берлин), что это мы для Богатых проектируем. Оказалось, что только для материально богатых… Моей белой Зависти нет пределов!
Спасибо, Александр! Зашел на твой сайт — получил большое удовольствие. Очень хорошие проекты. Большая редкость.Где мы пересекались?
Боюсь, что нигде (кроме Любви к Югендстилю). Я в Берлин из Сибири (Новосибирск, Омск) попал.