Дом «Ъ» (House Er) в России от Архитектурной мастерской Тотана Кузембаева.
Среди многочисленных объектов Тотана Кузембаева для курорта «Пирогово» есть один, чье название неизменно вызывает легкое замешательство. Речь о доме «Ъ», имя собственное которого произносится как «ер» и наводит на мысль о старорусских временах и постройках из нетёсаных бревен.
Жилой дом, построенный на берегу Клязьминского водохранилища, на самом деле своим именем обязан отнюдь не русской старине, а вполне себе современной газете «КоммерсантЪ», для которой буква «Ъ» является неотъемлемой частью фирменного стиля. Дело в том, что заказчик этого дома имеет к газете самое непосредственное отношение, а поскольку в создании проекта он принимал активное участие, решение Тотана Кузембаева назвать результат совместного творчества буквой «Ъ» кажется более чем логичным.
Как вспоминает сам архитектор, заказчик и его супруга с первой встречи произвели на него впечатление «молодых и продвинутых ребят», которые хотели получить что-то вроде правительственной загородной дачи – дом в заповедном лесу, среди стройных сосен у кромки воды, в облике которого роскошь органично сочеталась бы с деревенской простотой. «Я организовал им небольшую экскурсию по поселку, – рассказывает Тотан Кузембаев, – И во время этой прогулки им больше всего понравился наш первый яхт-офис. Это, наверное, самый экономичный объект из всех, что мы делали, построенный к тому же в сжатые сроки. В нем мы применили горбыль, обрезки досок, которые на пилорамах обычно выбрасывают и даже не тратят средства на их утилизацию. В результате нам почти даром достался основной строительный материал, который к тому же очень стильно выглядит – объект как будто облицован рваным травертином». Фасады яхт-офиса настолько покорили заказчиков своей фактурой, натуральностью и простотой, что они попросили сделать их дом таким же.
Иными словами, еще даже приблизительно не представляя себе, каким в целом будет дом, архитектор знал наверняка, что он будет построен из горбыля. Этот материал стал своего рода точкой отсчета и во многом предопределил лаконизм и брутальность проектируемого здания. Основные черты постройки прорисовывались постепенно – двухскатная кровля, сильно выступающая за линию основного объема, просторные веранды, открытые балконы и остекление в стиле ретро. Рука Кузембаева здесь видна сразу: взять хотя бы выпущенный наружу «скелет» кровли – строгий ритм ферм завораживает сложностью и выверенностью инженерных решений.
Главный фасад дома, в плане имеющего форму трапеции, обращен к воде. Он украшен двумя вместительными верандами, которые изначально проектировались холодными – как своего рода напоминание о традициях загородных дач первой половины XX века. Правда, впоследствии веранды все же были утеплены, но это не лишило их первоначального очарования. Выступающие объемы веранд послужили основанием для балконов в уровне второго этажа. Они прячутся в тени нависающей кровли, меж потемневших балок, и только невысокие ограждения из тонких реек отделяют их от живописного вида на водную гладь водохранилища.
Самым неожиданным в этом, казалось бы, вполне традиционном и в хорошем смысле старомодном здании стала как раз отделка фасадов из горбыля, нашитого то вдоль, то поперек и образующего рваную, неровно объемную поверхность. Невероятно харизматичны и колонны из грубо отесанных бревен, поддерживающие тяжелую конструкцию кровли – они добавляют дому брутальность, причем брутальность не изысканную, а нарочито простую, деревенскую, и тем самым заметно выделяют его среди традиционных загородных построек.
Ядром внутренней планировки дома стала двухсветная гостиная, неотъемлемой частью интерьера которой являются обнаженные конструкции кровли. Гостиная условно разбивает пространство дома на две части: в одной помещается каминная зона, а прямо за ней – рабочий кабинет, в другой – гараж, комната для персонала, котельная, кладовая и кухня-столовая. Обе части дома – восточная и западная – объединены внутренним балконом, пущенным над гостиной.
В одном из вариантов, предложенных Тотаном Кузембаевым, дом «Ъ» имел очень необычный задний фасад, похожий на гриб-лисичку: кровля подобно шляпке гриба плавной волной заворачивается на фасад и спускается ниже – до самой земли. Наверное, такое решение добавило бы проекту провокационной смелости, но заказчики в итоге решили остановиться на более простой классической версии – безоговорочно основательной как знак «Ъ».
Название: Дом «Ъ» (House Er)
Расположение: Клязьминское водохранилище, курорт Пирогово, Московская область, Россия
Архитектура: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Авторский коллектив: Руководитель проекта: Тотан Кузембаев. Главный архитектор проекта: Александр Первенцев. Архитектор: Сергей Колчин. Конструктор: Сергей Пенский
Фото: Илья Иванов
Текст: Алла Павликова
Источник: Агентство Архитектурных Новостей
скучно как то…
В смысле, как у, например, A-Cero — одинаково хорошо? 🙂
присоединяюсь. Почему-то «порадовала» труба, выходящая из стены и проходящая через кровлю
я не буду тут рассуждать, мне творчество данного автора как то не очень….но,да, ваша аллегория в принципе подходит)))
Учитесь!!! «НЕ ОЧЕНЬ!» И планы и фасады и проработка деталей — тут всё на высочайшем уровне!!! Мастерство!!!
Да кто бы спорил,Олег!!! Я же собственное ощущение передаю.Если смаковать искусно сделанные детали, отличное качество проработки и реализации то да — высший класс и мастерство во веки веков аминь! Но в целом, глазу не за что зацепиться, особенно при диффузном освещении.)
а по-моему дом просто отличный!
Дом гармонично смотрится в этом русском ландшафте с «русскими» березами. И потом он достаточно колоритный, на меня произвел впечатление. Хорошая работа.
Мне очень нравятся работы этой Архитектурной МАСТЕРСКОЙ . Смело, творчески продуманно, красиво и даже близко к сердцу. Так держать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
сделано конечно здорово, но на жилой дом как не очень похоже. Похоже на сельхозстроения советского периода, то ли сельский клуб, то ли ангар, то ли ток, но это мое мнение.
Российский воздух только литературе способствует…Архитектуре явно не способствует…
Господи!!!!!!!!!!!!!!!!! да мыслите Вы шире люди дорогие, какое же сельхозстроение, ангар или ток .Вы что?????????????? Мне, например, ооооооооооооооочень нравятся » Красные домики » — мечта .
Один этаж лишний. 😉
1. Кровля смотрится тяжело — «давит» на здание, вынос стропильной системы не спасает восприятие.
2.Не понял смысла трапеции в плане здания.
По-моему так автор попытался максимально открыть и показать особенности дерева, как конструктивного материала. По крайней мере одна из задач. Но это моё предположение.
PS Здравствуйте! Давно вас не было 🙂
Относительно спорное предположение, т.к. несущие наружные колонны — металлические, облицованы деревом (интересно, чем обработана древесина). У Т. Кузембаева есть более выразительные проекты. Могу предположить, что Архитектор стал заложником богатого Клиента — родилось что-то среднее между хотелками и Замыслом.
хотел дом лисичку, а получилось …….. Я думаю явно вредное влия ние заказчика.