Дом над озером Махопак (Lake Mahopac house) в США от Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright).
Этот летящий над утренним туманом дом нарисовал один из самых известных архитекторов XX века Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright). Он выполнил несколько черновых эскизов, но возвести дом не успел. Через полвека после смерти мастера его ученик завершил замысел учителя и построил особняк точно таким и в точности там, как задумывал великий американский зодчий.
Эта удивительная история началась в 1995-м, когда супруги Джо и Барбара Массаро (Joe, Barbara Massaro) купили 11-акровый остров на озере Махопак (Lake Mahopac) в Нью-Йорке. Оказалось, что вместе с островом шло и нечто антикварное – несколько эскизов красивого дома. Разобравшись с записками и рисунками, супруги ахнули – это были наброски знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта и показывали они коттедж, который более полувека назад Райт намеревался построить для тогдашнего владельца острова.
Скалистый край острова. Стремительные линии сооружения, частично нависающего над водой и обращённого своим «носом» к открытому горизонту… Это было восхитительно. Массаро загорелись идеей воссоздать задуманное. И обратились они, вполне закономерно, к Томасу Хайнцу (Thomas A. Heinz) из Американского института архитектуры (The American Institute of Architects), известному ученику Райта и самому крупному специалисту по наследию этого зодчего. Хайнц лично сфотографировал и задокументировал почти 500 зданий Райта и участвовал также в реконструкции ряда его несбывшихся проектов.
Воскресить по оставшимся наброскам и схемам «Дом на озере Махопак» (Lake Mahopac house, так назывался проект)! Это ли не мечта для архитектора, посвятившего Райту гору своих книг? Хайнц взялся за работу. Ему предстояло то, что можно назвать проектированием в обратную сторону. Ведь для возведения коттеджа нужен был детальный архитектурный проект, пригодный непосредственно для работы строителей. А наследие Райта, касающееся дома над озером, состояло лишь из нескольких общих набросков, масштабных, не слишком точных планов этажей и ряда сечений.
Не было никаких примечаний, никаких пояснений относительно материалов или тонких структурных деталей. Причём, если большинство проектов Райта «следовало» за прямоугольной или квадратной сеткой, линии этого дома, в плане, базировались на сложной системе 1,52-метровых равносторонних треугольников. Хайнц провёл целое расследование. Он побывал на острове, чтобы точно вычертить сложную местность, где Райт хотел возвести этот дом. Потом посетил несколько строений, которые Райт нарисовал именно «на треугольной сетке» и построил (между 1947 и 1953 годами). Хайнц даже нашёл и внимательно перечитал письма, которыми Райт обменивался с оригинальным заказчиком «Дома на озере Махопак», чтобы максимально точно понять замысел более чем полувековой давности и воссоздать в бетоне и стекле не «свою интерпретацию», а «реставрировать» оригинальный проект.
Тут-то в дело вступил XXI век «в лице» компьютера от Apple (не зря описание проекта размещено на сайте этой компании) и кучи разного софта, в частности, Archicad. Воссоздав виртуальный дом в трёхмерной среде, архитектор вертел его так и эдак, проверяя, чтобы планы и разрезы с разных ракурсов точно соответствовали наброскам Райта. Компьютер позволил Хайнцу выявить малейшие несоответствия в планах и синтезировать рабочие чертежи.
Возведение дома также отняло немало усилий. Так, для транспортировки стройматериалов потребовалось подождать замерзания воды на озере и построить специальные сани. А огромный консольный пол сооружения потребовал 36-часового непрерывного литья бетона, иначе не удавалось получить нужной прочности. В результате над озером поднялся дом Райта, блестяще показывающий его фирменный стиль органичной архитектуры: дом и обнимал склоны острова, и парил над водой.
Нельзя не отметить стилистическое сходство «Дома над озером» и «Дома над водопадом» (Fallingwater), известнейшим творением того же Райта. Оба этих сооружения составляют очаровательный ансамбль с окружающей местностью. Но «Дом над водопадом» был закончен в 1939 году. Своего «духовного» родственника он ждал почти семь десятилетий. Хайнц говорит, что когда он впервые встал под гигантскую сотообразную стеклянную крышу «Дома над озером Махопак», волосы зашевелились у него сзади на шее (именно так), ведь это был дом, созданный не им, но давно умершим гением.
Посмотрите также видео этого дома:
Название: Дом над озером Махопак (Lake Mahopac house)
Расположение: штат Нью-Йорк, США
Архитектура: Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Строительство: 2005
Фото: apple.com, New York Magazine, akiraadrian, Professor Fumolatro (aka: Tripletlads)
Источник: Membrana
Интересно, а документация будет когда-нибудь опубликована?…
можно поискать и другие фотки «Махопака» во «фликре», например
http://www.flickr.com/search/?q=Lake%20Mahopac%20house&w=all
иван,
Спасибо! Подлил ещё немного фоток.
Мне почему-то кажется, что Райт вот эти весёлые камушки в стене не одобрил бы…
да, камни на пилоне выглядят гипер-странно, да и штукатурка далека от первоклассной!
вообще, сам по себе дом — супер! чувствуется рука великого мастера
Снимаю шляпу…
камни на фасаде гармонируют с глыбой в середине дома, а качество штукатурки конечно не радует.
Эту штукатурку можно показывать клиентам как норму качества, мол миллионеры так живут. А по поводу камней, то издали они сливаются со стеной, но в близи… Решение в Доме над водопадом мне понравилось больше.
господа, да вы что, смеетесь?) невооруженным глазом видно, что качество исполнения отделочных работ лажовое. а дизайнер продемонстрировал свою полную несостоятельность этими дурно наклеенными камнями. в интерьере… думаю все заметили стену, выкрашенную зелёнкой…
но гений давно ушедших дней выдумал этот дом настолько четким, мощным и грандиозным, что мелочи, подобные некачественной отделке уходят на второй план.
видимо, все упиралось в финансовый вопрос.
и я могу себе представить, как этот дом выглядел бы, если выстроили бы его с применением современных строительных технологий, на средства, субсидированные, к примеру, правительством ФРГ… это был бы шик и лоск, как на объектах захи хадид.
Похоже на решение хозяйки добавить «домашнего уюта».
действительно,облицовка не радует….
наверное,не стоило всю работу доверять машине,хоть это и»apple»)))))
все гениальные вещи потому и гениальны,что несут в себе частичку автора.а автор,как любой человек аппелирует тонкими материями,которые не поддаются никаким рассчетам сколь угодно совершенной,но все-же машине.
уверен,будь дом построен самим Райтом,он выглядел-бы иначе.
Ну наконец то,я узнал,что за домик нарисован на заставке архикада!)))
А отделочка конечно подвела,увы — на фасаде какие то пупыри нелепые,в прихожей каменюка,с которой пыль замучаешься вытирать,в спальне вообще другая кладка камня…жалко,идея то хорошая(((
Мне Райт интересен и тем, что прорабатывал мелкие детали, как на фасаде, так и в интерьере. Не было в его объектах грубости каменотесов. А в данном случае можно наблюдать лишь формальный подход к проработке объема. Форма есть, но исполнение . . . Загубили объект напрочь. Только хороший фотограф и смог выгодно дом подать. Причем в тумане!
Igors,
Мне тоже это бросилось в глаза…
Виллу несомненно перестроят со временем и сделают по Райту.
Получился суррогат. Формы и пропорции Райта, но нет того «райтовского», как у дома над водопадом. Мелковатенько и не торжественно, я б сказал. Чтож, не гений делал.
Камни на фасадах напоминают огромные зацэпы на стенде для скалолазания…
Лично я вижу здесь основным позитивным моментом что владельцы острова попытались построить дом по эскизнику Райта, просто им не повезло с его учеником — archipa: «Загубили объект напрочь. Только хороший фотограф и смог выгодно дом подать. Причем в тумане!». Но сам подход замечательный: купили остров с проектом легенды архитектуры и попытались его воплотить.
Поражает,насколько иррациональное,гармонично вписано в ландшафт,найдите мне архитектора способного так совместить архитектуру и ландшафт (есть конкретный участок работ)
Если вы живете в Украине (лучше в Киеве), то могу предложить себя. Опыт есть.
Заглянул ещё раз посмотреть этот проект и увидел очевидное несоответствие между задумкой Райта и реализацией, вот на этой картинке это особенно заметно — http://www.magazindomov.ru/wp-content/uploads/2010/10/Lake-Mahopac-house-6.jpeg
Нижняя полоса у Райта явно мощнее верхней и это, по-моему, вполне логично. А на реализации они почему-то одинаковые.