Усадьба «Модерн»: главный дом (Farmstead «Modern»: the main house) в России от Олега Карлсона.
Наша новейшая история знает множество некачественных стилизаций. Эта же, напротив – качественная, добросовестная как в целом, так и в частностях. Архитектор Олег Карлсон строит частные загородные дома, иногда – очень большие, скорее дворцы, чем дома, – усадьбы с шиком и размахом. Одна из особенностей такого заказа состоит в том, что его работы мало известны: не все заказчики готовы публиковать свои дома, и стенд на «Зодчестве» стал первым «выходом в свет» одной из новых построек Олега Карлсона, подмосковной усадьбы «Модерн», строительство которой было закончено в 2009 году. Надо сказать, что вокруг этого стенда в Манеже было как-то заметно больше зрителей, перед ним толпились, разглядывали, обсуждали, – даже со стороны было хорошо заметно, что дом вызвал неподдельный интерес коллег архитекторов.
Вторая особенность частного заказа – большинство клиентов (не то чтобы абсолютное большинство, но процентов девяносто наверняка) предпочитает исторические стили. В данном случае заказчик попросил архитектора построить дом в стиле модерн. Причина этого пожелания была не столько эстетической, сколько, скажем так, родословной: предки хозяйки (а дом строился к ее юбилею) владели, в числе прочего, домом на Волге, построенным в начале XX века в стиле модерн.
Олег Карлсон и архитекторы его бюро, построившие до этого уже много частных домов разного масштаба и стилистики, приняли поставленную задачу как своего рода профессиональный вызов и начали работу над проектом с изучения книг о модерне и его памятников, с «погружения в стиль». Объехали Европу, изучая постройки начала века; увлеклись коллекционированием и реставрацией мебели этого времени. Строго говоря, Олег Карлсон, как он и сам признается, поставил перед собой сверхзадачу совершенно самостоятельно. До некоторой степени на это решение повлияло место – дом находится в поселке, генплан которого делал Илья Уткин. Генплан не был вполне реализован, но Уткин построил два дома на одной из главных улиц поселка; «усадьба Модерн» Олега Карлсона оказалась как раз между ними. Авторитет Ильи Уткина, знаменитого «бумажника», хранителя наследия и мастера-классициста, во многом и определил «планку» – таким образом к основной «династической» мотивации заказчицы добавилась уже чисто творческая задача: проникнуться принципами построения архитектуры модерна и сделать качественную, достоверную стилизацию. Тем интереснее рассматривать то, что получилось.
В точности повторить какой-либо образец стиля модерн начала XX века архитектор, конечно же, не мог. Прежде всего по самой банальной причине: стилизация стилизацией, а дом должен быть современным и предоставлять своим обитателям значительную часть благ современной цивилизации: гаражи на несколько машин, в том числе для обсуживающего персонала и охраны, бассейн внутри дома (к нему мы еще вернемся). Из особенных удобств назовем одно: между домом охраны и главным домом устроен подземный переход, для того, чтобы в непогоду хозяева могли выйти из машины и войти в дом, не намокнув от дождя («не попасть под камни с неба» – шутливо поясняет архитектор). Кроме того, масштаб и размер дома тоже вполне современен, а вовсе не апеллирует, как можно было бы подумать, к историческим дворцам: «дом-двухтысячник» (площадь главного дома «усадьбы Модерн» – 1700 метров) стал за последние 10 лет своеобразным эталоном богатого подмосковного дома. Однако в эпоху модерна типология дворца совершенно не сложилась – дворцы остались в XIX веке, возродившись позднее, в 1910-е, но уже в стилистике неоклассики. Модерн строил: вокзалы, пассажи, многоэтажные доходные дома, а в качестве частного жилья – деревянные пригородные дачи и каменные городские особняки. Поэтому даже словосочетание «усадьба Модерн» звучит несколько неожиданно: в начале XX века усадьбы с их вишневыми садами и модерн с его дачами, для размещения которых вырубали эти самые сады, были скорее антагонистами. Словом, типологию загородного дворца в стиле модерн архитекторам пришлось во многом изобрести…
По теме: Современное русское барокко
Название: Усадьба «Модерн»: главный дом (Farmstead «Modern»: the main house)
Расположение: Жуковка, Московская область, Россия
Архитектура: Олег Карлсон, АСБ Карлсон & К, Куликов А.Ю., Лукманов М.Ш., Кармановский Д.А., Ильин С.А., Художник Оринянский П.А.
Строительство: 2009
Общая площадь (главный дом): 1700 м2
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей
Качественно? Да! Добротно? Конечно. Однако об этой архитектуре сказано уже много, развенчано, восстановлено из пепла и вновь погребено! Стоит ли материал публикации в этом(!) блоге?
Если мне когда-нибудь захочется устроить большой красивый костёр, обязательно позвоню товарищу Карлсону — закажу проектик (всех своих предков перечислю, чтоб дом вышел ого-го какой!), сяду на безопасном расстоянии, рядом будут стоять огромные колонки, врублю Led Zeppelin «When The Levee Breaks» и буду наслаждаться действием!) мммм…..красота….)))) Пожарных тушить не пущу — только смотреть)
А пока начинаю копить ценную бумагу)
Для корректности добавлю, что к архитектору не имею намерения плохо относиться, к стилю модерн тем более (лучшие его проявления вообще очень нравятся), всё вышеописанное вызвано желанием наблюдать красоту)
Да , Игорь, это не «формат.» Но почему-то никто не видит, что это- современный дом- с хорошим пространством, грамотно решенной планировкой, удалось наконец-то сделать бассейн в интерьере дома. И потом -это УСАДЬБА с шестью постройками. Объект строился и проектировался 5 лет нашими строителями, мастерами и художниками. Конечно многое не получилось- сейчас сделал бы лучше по другому. К сожалению не любовь к алигархам передаётся и на «обслуживающий» персонал » продажных девок империализма»-архитекторов, которые работают в стилях, которые нам заказывают. Архитектор должен пладеть ремеслом и проектировать в любом стиле и не замыкаться на классике или проектированием совремённой арх. тупо копируя западные проекты… Read more »
Олег, мне интересно, а вы с заказчиком данного проекта обсуждали варианты стилей. Пробовали просвещать?
Уважаемый заказчик у меня и в мыслях не было переубеждать заказчика – построить дом в стилистике модерна -была моя голубая мечта. Тут всё совпало. В стилях заказчики прекрасно разбираются, просвещать их смешно-они сами кого угодно просветят- у них прекрасное академическое образование. У нас было 5 лет СОВМЕСТНОГО!!! творчества.
Я думаю, что дело здесь в том, что у нас катастрофически не хватает дворцов и усадеб. По известным всем причинам. Поэтому их надо построить в необходимых количествах, а тогда уже приступать к чему-то другому. Просто это необходимый этап и без него никуда не денешься. Вот в Англии, например, дворцов и усадеб всем, кому очень надо, хватает, в них живут себе поживают сэры и пэры, да ещё государство их охраняет, как памятники. Короче, это необходимый этап, с этим надо смириться, бороться бесполезно. А раз спрос есть, то будет и предложение. И почему бы не попытаться, если судьба дала такую возможность, сделать… Read more »
Да, верно. Просто тонкая грань тогда отделяет архитектора от падшей женщины.
Нет нужды спорить о художественных достоинствах объекта, построенного в представленном стиле и о позиции архитектора «чаво изволитес?». Удивляет другое — непреходящее пристрастие нуворишей к подобному стилю. Чем это вызвано? Советское детство в Южном Бутово и желание попасть «из грязи в князи»? Хорошо бы им быть до конца последовательными и отказаться от благ современной цивилизации — ездить в каретах и носить фраки и платья с кринолинами. Ей-богу, какой-то мусор в головах. Имеешь лишние бабки — купи себе аутентичный замок в Альпах и радуйся. Зачем новодел плодить? Кстати, калифорнийский стиль вполне благополучно существует в скандинавских странах в сходном с российским климате. Главное,… Read more »
Дорогой Иван, откуда у Вас такая большевистская ненависть к моим заказчикам? У них прекрасное образование- они закончили технические ВУЗы есть и гуманитарии со степенями!!! Они оъездили всю страну и весь мир. У них со вкусом и с головой всё в порядке. Они создали тысячи и тысячи рабочих мест. С ними интересно общаться и у них многому можно научиться! В их детстве ещё не было Южного Бутово-были Черёмушки. И почему у Вас дорогой Иван такое неуважение к жителям Южного Бутово? Благодаря «мусору в головах» у моих заказков есть дома в Англии, Италии, Франции, Испании-далее по списку. Слава Богу они не боятся… Read more »
Тягу к усадьбам не смогли искоренить коммунисты за 75 лет. 🙂 Даже больше, тягу к усадебной жизни. Она изредка проглядывается при общении с людьми. Судя по всему, являясь частью истории России, усадьба пустила глубокие корни в душах. А люди стремяться к корням. Не вижу в том ничего плохого. Мы же потеряли основу, пока строили коммунизм и далее перестраивали страну. Ещё хорошо, что у кого-то есть хоть ощущение корней. Повезло тем, кто живёт в домах предков, как, например, часть людей в Петербурге. Заказчик проекта захотел жить в исторически обоснованной для него обстановке. Что ж, выбор адекватен. По психологическим и финансовым параметрам.… Read more »
Art Deco всегда хорошo смотрется.
Ева, мы пытались построить дом в стилистике» русского модерна». «Виллу Art Deco» будет готова через пару лет, если конечно Ivan и Sufiskiff её не сожгут! Спосибо, Ева, за добрые слова.
Заказчик 24 апреля 2011 at 11:58 . Уважаемый заказчик у меня и в мыслях не было переубеждать заказчика — построить дом в стилистике модерна -была моя голубая мечта. Тут всё совпало. В стилях заказчики прекрасно разбираются, просвещать их смешно-они сами кого угодно просветят- у них прекрасное академическое образование. У нас было 5 лет СОВМЕСТНОГО!!! творчества.
Офф
Олег, можно отвечать на конкретный комментарий с помощью кнопки «Reply»
В стилях ЗАКАЗЧИКИ ПРЕКРАСНО РАЗБИРАЮТСЯ?.. 🙂 А вот они сами просветят кого угодно — это знакомо. Это точно подмечено.
«Архитектор должен пладеть ремеслом и проектировать в любом стиле…»
Позиция Олега Карлосона, мне близка, и я думаю достаточна актуальна для РФ.
За объект Олег Вам спасибо! Выполнено все на крайне высоком уровне.И интерьер и экстерьер. И проектные решения и воплощение.Как это было бы сделано во времена Шехтеля.Умение одинаково качественно работать в разных стилистиках наглядно демонстрирует потенциал мастерской. Искал к чему бы придраться,где найти прокол-ну какая нибудь мелочь -ограждение,светильник. Нет- все так отрисовано,что не подкопаешься. Насчет права существования данной стилистики разговоры спорные во временном понятии разница между модерном и конструктивизмом десять лет. Тем более на западе в отличном от социалистического строе мы получили сплав этих стилей ар-деко.Так почему же нет? Теория Олега о нехватке дворцов и усадьб хороша. Сколько было разрушено за… Read more »
Спосибо, Евгений,- до Шехтеля нам идти и идти-там совершенство! Уровень мастерства Шехтеля и уровень развития ремёсел тогда и сейчас не сопоставим! С уважением Олег.
Уважаемый Олег!В форме для написания комментариев заполните графу вебсайт и имя Ваше станет активно,кликнув на него можно будет прямиком попасть на Ваш сайт и оценить остальные работы.
Сайта пока нет- приезжайте к нам гости в посёлок «Художников»(«Сокол»)-покажу два наших классных дома не в модерне живьём! Жду в гости.
Тогда вот так!
Предыдущий пост написал я.
Олег за предложение спасибо!Не премину воспользоваться.
Мы проектируем и строим для людей, которые будут жить в этих пространствах. А не всем по душе современная, локоничная, скупая на декор архитектура. Объкт просто «АХ». Проделанная работа матерской Олега просто поражает. Есть чему поучиться…
Полностью согласен с коллегами что вилла спроектирована и построеннна великолепно .Вот только чувство какой то фальшивоси все равно не покидает. Видна какая то болезненная реакция на тему «Графьев-Князьев» которую ни чем не вывести)))
Посыл проекта не «Графья-Князья», а возрождение капитализма в России- возрождение нового-старого класса буржуазии, среднего класса. И тогда и сейчас- начало века. Только многое утеряно! Опять большевистский подход к архитектуре-«Кто там шагает правой!?-Левой, Левой!!!»А я не хочу скакать на одной левой- я хожу на двух ногах!
И теи больнее становится когда видишь разрушающуюся усадьбу в Ляличах ( в районе г Брянска)
Это одно из лучших творений Кваренги. Вот где настоящая история, до которой нет ни кому ни кагого дела((((
Дело не в коммунизме-капитализме, а каком то вымороченном понятии а-ля возрождения России… Реанимировать пошедшую эпоху, это как делать зомби …А если уж настоение есть возрождать Россию, то для начала, было бы неплохо хороших дворников-садовников нанять и хотя бы приемлемую чистоту в городах навести… И не обязательно кивать на государство. Можно и за частные деньги)))
А если уж совсем в «аистократию»потянуло,то можно выкупить и сделать научную реставрацию реальной старинной усадьбы…
Хочу сказать, что понятие возрождения у каждого свое.И что-то кому-то советовать мы не в праве.Почему люди построившие себе усадьбу не могут так возрождать государство?Как Вы конкретно этим занимаетесь?
Нужно с себя начинать- хочеш кофе в постель-спустись на кухню, приготовь кофе и пей его в своей постели. Захотел архитектор Николай Белоусов строить красивые деревянные дома-создал производство и строит по своим проектам из своего материала силами своих рабочих прекрасные дома!
Профессия архитектора и режиссёра театрального сопоставимы. Если меня просят поставить «Вишнёвый сад»-то я решаю сценографию спектакля в стилистике Серебряного века, а не в стилистике «Оперы нищих» Б.Брехта. «Реанимирован» образ жизни- по прошествии времени дом тёплый, уютный, хлебосольный, гостеприимный, не пафосный- впрочем это уже заслуга хозяйки дома.
А вообще, какое отношение имеет эта усадьба к возрождению государства… Это частная заморочка))))
Мое личное мнение-то что Заказчик построил данный объект здесь,дал работу многим людям,в первую очередь к примеру архитекторам,и еще массе людей напрямую или косвенно участвующих в проекте.Оплатил этот труд.Сделал наверняка из никчемного в архитектурном плане участка-как минимум местную достопримечательность.А я искренне считаю что это заметный и качественный объект.Хотя вполне возможно и за таким забором что его не видно совсем.Он построил это в РФ, хотя предположу гораздо дешевле и спокойней было это сделать наверное в Хорватии.Я понимаю что можно привести массу обратных аргументов и спор будет бесконечным,но я считаю так как считаю.Архитектура-это одна из составляющих культуры,и создавая такой объект,да любой качественный объект… Read more »
Евгений, забор у усадьбы кованный- прозрачный, слева и справа от усадьбы потрясные дома по проекту Ильи Уткина. Мы сделали красивую улицу. Люди действительно ходят смотреть местную достопримечательность. В девяностые мы строили дом в поселке «сокол»- в стилистике посёлка, заказчица полностью положилась на нас «Стройте, как считаете нужным!- только забор не делайте глухим-я хочу чтобы дом принадлежал городу!» Кругом уже стояли заборы по 3-4 метра. Такие дела.
Ну вот даже здесь Заказчик молодец!