Дом в Хлюпино (House in Hlyupino) в России от АСБ Карлсон & К.
Олег Карлсон построил в Подмосковье три деревянных дома с похожими планировками, основанными на общем модуле. Несмотря на подобие планов и сходство размеров дома очень разные – можно даже сказать, что каждый из них представляет собой одну эпоху в истории архитектуры.
Все три дома были построены в Подмосковье. Они сравнительно невелики: чуть больше, или чуть меньше 200 квадратных метров – для среднестатистического загородного дома нашего времени это самый распространенный размер; в таком доме одна семья размещается с комфортом, но без избытка пространства. Их строят и каменными, и деревянными – в последнее время на рынке появилось достаточно много разнообразных брусяных и бревенчатых домов похожего масштаба. Правда, в большинстве своем они напоминают гибрид русской избы из книжки детских сказок, альпийского шале и финского дома. Олег Карлсон поступил иначе: он сделал дома с похожими (хотя не одинаковыми) планами, но решил их в очень разных стилях.
Представьте себе квадрат, разделенный на 9 равных клеток, каждая со стороной 5 метров. Все три плана нарисованы в рамках этой простой и ясной сетки, лишь изредка выходя за пределы основного квадрата. Пять клеток, включая центральную, образуют равносторонний крест, который становится ядром композиции каждого дома, делая ее строго-центрической и группируя все квадраты вокруг центрального. Это вечная и очень классическая тема, до того, как Палладио построил виллу «Ротонда», она была исключительно храмовой, а затем с полным правом перебралась и в жилье, придав ему толику строгой репрезентативности. Тем более интересно рассматривать то разнообразие решений, которое получилось у Олега Карлсона.
В «модернистском» доме в Хлюпине центростремительность планировки снаружи не подчеркивается, а скорее нивелируется. Сразу несколькими способами. Во-первых, один квадрат из девяти вынесен за пределы общего контура, что делает композицию асимметричной. Во-вторых, не все три квадрата заполнены – два угловых отданы террасе: основной, жилой объем дома таким образом отступает от линии главного фасада вглубь. И наконец, хотя на плане крест выражен очень отчетливо, снаружи акцент сделан не на повышении его центра, а на пересечении двух объемов.
Представим себе финский дом с пологой двускатной кровлей. Вот только посередине, там где у традиционного дома был бы конек, объем разорван – и на место «обычного» конька помещен другой двухскатный объем, только узкий и развернутый на 90 градусов относительно основного. Один скат перпендикулярного объема длиннее другого, его короткий конек сдвинут к лесу, а длинный скат застеклен. В центре – вместо деревенского крыльца или усадебного портика, – оказывается длинная стеклянная «горка», которая внутри освещает светлое протяженное пространство, стрежень всего дома, похожее на атриум. Мы привыкли к атриумам в торговых центрах; к высоким, освещенным сверху, галереям. А здесь его миниатюрный вариант направляет свет очень необычно: не с потолка, как в обычных атриумах, и не сбоку, как он шел бы из окон, а по косой – стены расступаются, и обитатели дома уже не под крышей, а прямо-таки под небом. Что и требуется от загородного дома.
С другой стороны, стеклянную «горку» можно понять как смелую и необычную, но узнаваемую разновидность веранды. Большинство дачных домов состоит из двух частей: половина дома обычная, со стенами и окнами, это спальни. Другая половина забрана большими решетчатыми стеклами; это веранда, на ней пьют чай и любуются природой. Здесь дом не дачный, более серьезный, но все равно – на природе. Его веранда стала более импозантной, двусветной, эффектно-наклонной. Но от этого не перестала быть собой: стеклянный «нос» заканчивается в центре открытой террасы и люди, сидящие в креслах с видом на лес, оказываются одновременно и дома под крышей, и отчасти на террасе. Это пространство между «внутри» и «снаружи», по смыслу – типичная веранда, но только ее невозможно закрыть кружевными занавесками для большего уюта (как это делает большинство дачников).
Словом, несложно понять, почему этот дом – модернистский, хотя у него важного для узнавания признака этого направления, плоской крыши. Принадлежность к модернизму в данном случае обозначена глубже – через архитектурную игру с объемами и пространством. Дом, главный фасад которого перестал быть стеной, а состоит из террас, балконов и наклонного стекла; дом, улавливающий свет «по косой плоскости»; дом, впускающий в себя окрестную природу и спроектированный как «смотровая площадка» для созерцания ближайших елей – это, определенно, модернистский дом. Говоря точнее, модернистское размышление на тему традиционного деревянного дома. А плоские кровли Олег Карлсон не любит, и совершенно справедливо: для нашего климата этот прием (подсмотренный Ле Корбюзье во время путешествия по Ближнему Востоку) подходит плохо, и сделать правильный водоотвод для него, особенно если дом небольшой, – достаточно сложно.
По теме:
Дом в Захарово
Китайский домик в России
Название: Дом в Хлюпино (House in Hlyupino)
Расположение: пос. Хлюпино, Московская область, Россия
Архитектура: Олег Карлсон, Ким Ен Гир, АСБ Карлсон & К
Проектирование: 2008-2009
Строительство: 2008-2010
Площадь застройки: 199.1 м2
Общая площадь: 189.9 м2
Строительный объем: 1325 м3
В том числе обходные галереи, террасы: 71.3 м2
Площадь 1-го этажа: 109.7 м2
Площадь мансарды: 80.2 м2
Текст: Юлия Тарабарина
Источник: Агентство Архитектурных Новостей
В ряду проектов блога этот смотрится как мозаичная психопатия…
Натан Соломонович, что Вас так возбудило? Только Хлюпино или все три дома?
Некрасиво. Философия дома притянута за уши. Лучше бы построили «традиционный деревянный дом», без модернистского переосмысления)
Нет тут никакой философии только солнце, свет и раскрытие в сорону леса, а традиционный деревяннй дом я построил напротив немногосправа по диагонали — «Дом в Захарово».
«пересечение двух объемов» и клеточный дизайн внутреннего пространства — несомненно удались, впрочем как и игра в модернизм.
Вот только снаружи дом кажется странным, а точнее уродливым.
Атриумная горка при всей кажущейся привлекательности, в данном проекте смотрится излишней и не к месту. В итоге, искомый архитектором «разрыв пространства» превращается в банальный взрыв мозга у простых смертных обывателей.
Я не строю для простых смертных обывателей, не попадались такие ещё. Заказчик, как правило, приходит со своей идеей дома — я ему только помогаю. Ни о каком модернизме я и не думал — хотели с заказчиком «запустить» в дом больше света, солнца, максимально раскрыть дом на природу.
Любопытно, с какой идеей в данном случае пришел заказчик?
Заказчик был очень молодой и «продвинутый»- от него я впервые услышал таки модные слова, как «лофт» и «челаут». А идеи его в его доме. При рождении 2го ребёнка он спокойно, без моего участия увеличил дом.
Да, ещё заказчик сам покрасил дом в депрессивные цвета.
Да, цвет повлиял бы на восприятие в лучшую сторону. Спасибо Олег за интересный проект!
Олег, а куда ориентирован этот витраж?
Дом вытянут вдоль оси запад- восток. Сан. узлы второго и первого этажей, а так же лестница ориентированы на север и проезжую часть посёлка. Гостиная- атриум- кухня-столовая первого этажа и спальни второго этажа раскрыта на юг — в сторону леса. Каждая спальня имела два окна, одно на юг в сторону леса- второе вовнутрь дома в атриум (к сожалению их заказчики впоследствии заколотили). Дом раскрыт на юг и лес -справа виден дом друга заказчика «Дом в Захарово»- в ордере. Такая у нас была идея — сработать на контрасте- на одной схеме два совершенно разных дома.
Летом не жарко?
И ещё — как зимой витраж себя ведёт?
Заказчики не жаловались- в доме есть вентиляция, кондиционирование. Дом находится практи чески в лесу хорошо проветривается окна по лесному- южному фасаду все в пол. В «коньке» 2 окна которые открываются с пульта. Витраж изготовлен в Германии — это была ошибка- всё тоже самое, только в несколько раз больше я заказал в Москве из ТАТПРОФа для «Усаьбы Модерн» за гораздо меньшие деньги и быстрее. Наклон витража 45 градусов — снег со свистом сползает со стекла. В доме всегда много света даже в депрессивную, пасмурную осенне- зимнюю погоду. А звёзды, небо, облака — все это в доме! В «Усадьбе Модерн» витраж под… Read more »
Ну, в пасмурную погоду понятно, а летом, когда солнце в зените, там должен быть ад…
Татпроф вроде деревянные витражи не делает?
Несущая конструктивная часть клеёная балка сечением 80мм на 400-500-600мм(в зависимости от пролёта) — сверху алюминиевый профиль 80мм на 100мм(h) для крепления витража. Партнёры Королёв (Диева Т. Э.) — клеёные балки и «Московские окна» алюминий, витажи и монтаж.
Прошлым летом ад был везде (что впрочем меня не извиняет, надо предугадывать в профессии всё, вплоть до камней с неба). Сейчас я применяю в своих проектах более продвинутые конструкции витражей со всякими заморочками вплоть до подогрева зимой (как автомобильные стёкла), слои, которые не пропускают инфра- красное излученя и т.д.
Олег, спасибо за ответы, комментарии.
Блин, когда я уже построю СВОЙ дом…
Приходи- помогу, чем смогу, по край ней мере литературой (книги в электронном виде более 2 000).
Вот спасибо) Обязательно воспользуюсь приглашением
А мне понравился дом. В частности тем, какой эффект создается в интерьере благодаря огромному элементу с остеклением. Самая распространенная ошибка архитекторов — становиться просто скульпторами: париться слишком много о внешней форме и совсем забивать на интерьер. Но живем-то мы ВНУТРИ дома, а не снаружи, и планировать жилье надо изнутри наружу, а не наоборот!
PS А унылые минималистские коробки возбуждают все еще разве что студентов и новичков. Все остальные ими уже наелись и хотят чего-то посодержательней.
Ну, про «унылые минималистские коробки» — это зря вы так. Не только не наелись, но ещё и добавки просят — http://www.magazindomov.ru/tag/minimalizm/
«Но живем-то мы ВНУТРИ дома, а не снаружи, и планировать жилье надо изнутри наружу, а не наоборот!» — Наконец-то у меня появился единомышленник! Наверное учился на ЖОСе! Что касается МИНИМАЛИЗЬМА- приходит ко мне заказчик и говорит
— «Зделай мне дом в минималилизьме!»-
«А это как?- спрашиваю
Отвечает — «Ну чтобы денег стоил по минимуму!»
Вот и такое бывает! Но всё -таки БОГ, наверное, есть (и АЛЛАХ) мне заказали минималистский дом в АММАНЕ(Иордания) — там всё это будет в тему и плоская крыша (там других практически нет) и тема стен. Короче дождался!
Вспомнилось про минимализм: смотрел отчёт по запросам, так около 100 человек пришли сюда по запросу “проект дома минимализм бесплатно” 😉
Кстати, про Иорданию. Вот этот дом – один из моих любимых в этом году: http://www.magazindomov.ru/2011/04/16/zagorodnaya-villa-v-iordanii/
В архитектуре там, похоже, разбираются! Поэтому – удачи!
Игорь, этот дом я скачал в свою библиотеку сразу, как он появился на Вашем блоге.Ещё раз громадное спосибо за Вашу работу.
Иордания небогатая страна газа и нефти нет — всё покупное. Таких классных домов немного, много «клюквы» под «классику» — с ордером серъёзные проблемы хотя в часе езды от Аммана — Джераш (Помпеи рядом не стояли) и в 3х часах — ПЕТРА!
В принципе, правильно Вам заказчик сказал 🙂 Минимализм появился в послевоенной Италии от нищеты, а не в Японии от особой эстетической утонченности, как многие привыкли думать. Так что по сути, это «стиль» бедных, только кто-то мудрый решил обратить его в тренд, так что современный минимализм стал ничем не дешевле классики. Я не на стороне классики, ни в коем случае, у меня тоже несварение желудка от барочных кренделей. Но современная минималистская архитектура — это тоже не решение. Очень хорошую фразу сказал архитектор Левон Айрапетов «Дом должен быть как история, рассказанная одним человеком остальным». Много можно рассказать прямоугольным бетонным блоком? И кстати,… Read more »
Хотелось бы примеров, например, про «узкий длинный коридор».
По-моему, всё вышеизложенное никого отношения к минимализму не имеет.
Я не могу здесь выложить планы — это будет против рабочей этики. Вот выйду на пенсию лет через 40 — опубликую книгу со всеми этими идиотскими планировками, потому что к этому времени мне будет уже все равно 🙂 Мысль была в том, что именно минимализм (и я имею ввиду настоящий минимализм, потому что часто минимализмом называют и то, что им не является) задает слишком жесткие рамки внешнего вида здания. И архитекторы изо всех сил пытаются в них втиснуться, жертвуя функциональностью помещений. Я верю, что и минимализм может быть сделан с умом, но вот не встречала ни единого экземпляра до сих… Read more »
Ну я, собственно, о том, что плохая планировка не является признаком минимализма 🙂
Короче, мне нравится любая архитектура, которая сделана с умыслом. Не переношу чистого формализма и бездумных копирок успешной и «модной» архитектуры. Наверное, и минимализм может быть сделан с умом…
Конечно же то, как себя чувствуешь внутри дома — главное , но и внешним фасадом пренебрегать не нужно. Все-таки речь ведется не о квартире, где за обшарпанной дверью на 5-м этаже хрущевки может скрываться шедевр декора и т.п.
Дом, очевидно, требует иного подхода. Внешнюю форму и внутр.содержание _желательно_ увязать гармонично.
Что касается представленного проекта, то меня например смущает вид на веранды по краям центральной прозрачной части — нет ли ощущения «амбразурности»? Не почувствует ли себя сидящий на кресле- «механиком водителем танка» из ниши наблюдающим на лес? Может стоило стеклянную корку выдвинуть вперед относительно веранд?
Но это лишь мои домыслы 🙂
ВладимирВладимирович
Не почувствует ли себя сидящий на кресле- “механиком водителем танка” из ниши наблюдающим на лес?
Здорово подмечено про танк! Но я думаю, скорее всего, больше похоже на зерноуборочный комбайн!
Не. Рычагов нету 🙂
Разумное зерно в таком витраже…
Уважаемая Aspera, о какой послевоенной Италии идет речь.У меня совершенно иная информация о возникновении данного явления в архитектуре.
И касательно высказывания г-на Айрапетова, я совершенно с ним согласен,только кто-то скажет одно слово и раскроет смысл,а кому-то и ста не хватит.
Так что и бетонный блок может о многом рассказать.
Про метод проектирования-Вы заблуждаетесь,вне зависимости от стиля грамотный архитектор всегда проектирует объект как целостный организм,не деля на интерьер и фасад.Достаточно привести в пример Альберто Кампо Баеза.
Спасибо.
Почему-то вспомнился домик дядюшки Тыквы 🙂
А так-же НАФ-НАФА, НИФ-НИФА и НУФ-НУФА, и спор остроконечников с тупоконечниками.
Не, нафы с нуфами другое. А дядюшка тыква в концепцию итальянского минимализма как раз попадает 🙂
Уважаемый Евгений, Хотя меня очень заинтриговала Ваша теория по поводу возникновения минимализма (надеюсь, там не про Мис ван дер Роэ и «less is more»), это будет всего лишь война мнений, так как ни меня ни Вас там не было, когда он возникал, и мы знаем лишь то, что говорят в универах и пишут в книгах такие же субъективные умы. По поводу минимализма как такового — я признаю, что мое высказывание было несколько резким, и сам по себе стиль ни в чем «не виноват», скорее я хотела сказать, что очень-очень мало архитекторов понимают суть этого стиля, уходят в формализм и создают… Read more »
Олег мне очень понравился дом. Я понимаю что все очень индивидуально. Но все таки не могли бы вы, сообщить цену этого проэкта и стоимость строительства. Хотя бы ориентировочно. Зараннее спасибо.
Максим, дом был построен 10 лет тому назад. Было бы конечно интересно построить римейк этого дома с учётом сегодняшнего опыта и под нового заказчика. Звоните, приезжайте — мой телефон 776 79 01.