Дом «Z-иероглиф» (House Z-hieroglyph) в России от TOTEMENT/PAPER.
Этот жилой комплекс, состоящий из трех строений (жилой дом с бассейном, гараж на 2 автомобиля с помещениями для охраны и обслуживающего персонала и баня с техническим помещением котельной), рассчитан на постоянное проживание одного человека, с возможностью принять сразу несколько гостей.
От авторов
Перед архитекторами стояла задача расположить на небольшом участке три здания, причем была изначально близкая нам позиция клиента относительно стилистики дома. Он должен был быть современным, легким и максимально прозрачным «изнутри-наружу» (близкое и неадекватное архитектурное окружение к счастью не сыграло никакой отрицательной роли). Мы благодарны нашему клиенту за смелость при выборе архитектурной концепции и за терпение в ходе очень непростого строительного цикла.
Главное здание имеет довольно сложный план, который тем не менее полностью отвечает проектному заданию, максимально используя возможности современного планирования растянутых пространств. Первый этаж – это большое пространство, разделенное на несколько зон, каждая из которых имеет связь с участком. Бассейн с тренажерной, гостиная, кабинет с эркером, кухня, столовая, входная группа объединены центральным элементом с лестницей. Второй этаж разбит на два блока – 2 гостевые спальные комнаты с ванной комнатой и основной частный блок со спальной и туалетной комнатой, ванной и гардеробной. Оба блока соединены стеклянным переходом с выходом на эксплуатируемую кровлю. Из коридора основного спального блока свой выход на вторую часть эксплуатируемой кровли и непосредственно из спальной есть выход на террасу. Весь дом окружен террасами и имеет выходы на участок из каждой зоны. Ко входу на участок дом повернут почти торцом (север), который разрезан двумя террасами, висящими на четырех пилонах.
В этой работе архитекторы попытались предложить свой взгляд на возможности формообразования при достаточно консервативной проектной программе.
Проект дома как материал для исследования
Этот дом продолжил наши исследования, начатые ранее и посвященные выработке принципов проектирования пространственных потоков при полном отсутствии на этапе первоначальных эскизов формирования формообраза объекта, его «архитектуры», фасадов, масштаба, пропорций и т.д.
Первым основополагающим шагом является создание независимой структуры, не имеющей конкретных показателей, которая наиболее «правильно» передает тот энергетический заряд конкретного места, условий программы и нашего отношения к пространству. Рассматриваются 2D структуры («планы») из множества линий и точек, ограничивающих и направляющих пространственные потоки на листе, создающие участки напряжений и конфликтов и участки покоя и остановок. Эти струкруры-планы являются горизонтальными срезами плоскостей, которые и остаются на листе в виде линий-следов. А поскольку передвигаясь по вертикали плоскости продолжают свою борьбу за пространство друг с другом, меняют углы атак (наклоны), атакуют друг друга (пересечения), уклоняются (изгибы), фиксируют занятую пространственную позицию (остановки), на каждом уровне горизонтального среза мы имеем структуру внешне отличную от предыдущей, но связанную с общей пространственной структурой объекта внутренним единством принципов образования.
Таким образом, вольно изменяя линии разделения, придавая им углы атак, мягкие изгибы уступчивости, отправляя их вперед в неизвестность без остановки и закрытия формы-пространства, мы имеем возможность получать форму исходя из внутренней обусловленности скелета объекта, созданного линиями напряжений пространственных потоков. Соединяя различными способами горизонтальные срезы-плато (Ж. Делёз) мы получаем многообразие форм одного объекта, где в различных пропорциях можем наблюдать извечную борьбу линии-плоскости и пути-пространства, полного и пустого, внешнего и внутреннего, которые сойдясь вместе рождают ощущение движения, неначала и неокончания, ощущение постоянной изменчивости, неостанавливаемости пространства, его безоговорочной безграничности и беспредельности.
Название: Дом «Z-иероглиф» (House Z-hieroglyph)
Расположение: пос. Николина Гора, Московская область, Россия
Архитектура: TOTEMENT/PAPER (авторский коллектив — Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Андрей Панченко, совместно с Павлом Романовым)
Проектирование: 2001-2002
Строительство: 2002-2006
Площадь участка: 0,3 га
Общая площадь: 780 м2
Фото: предоставлено TOTEMENT/PAPER
Какое адское злоупотребление широкоугольным объективом!
А по-моему широкоугольник только на ч/б фотках.
?
Перспектива кажется усиленной. Или дом настолько получился сложным для восприятия. Даже «укачало», при первом просмотре фотографий. 🙂
а кто строители? наверняка у прорабов богословское образование!)
Да, тут без стакана не разобраться. 🙂 🙂
Очень интресно читать о процессе проетирования. Объект не простой в части выбора материалов, особенно для наружной отделки. Если все сделано по проетку, то появятся проблемы при эксплуатации, но они устанимы. С интресом бы принял участие в работе над аналогичными проетами.
Все же пояснительная записка это нечто! Попробуйте прочитать ее вслух,записать и потом прослушать — эффект куда как психоделичнее,чем от восприятия архитектуры!)
нет пророка в своем отечестве?…. ну-да, ну-да….. а, просто сказать, что это хороший проект, с попыткой нестандартного подхода к процессу формообразования, язык не поворачивается?)))… профессиональная зависть в среде архитекторов — вещь неискоренимая))) психоделика? ну, для кого-то шаг влево-вправо от прямой линии и есть психоделика… широкоугольные объективы используются повсеместно в мире, и в том числе, ими постоянно «злоупотребляют», если необходимо при публикации дожать мысль автора, вопрос только в том, что широкоугольник — это слишком дешево для этой съемки, нужен был кардан, но это вопрос оснащенности фотографа. Такие проекты безумно сложно строить в наших широтах, все убивается борьбой с промерзанием и узлами.… Read more »
Попробуйте думать о людях лучше. Положительные моменты, в некой степени доступности, раскрыты автором статьи. Все всё, по большей части, поняли. Заговора нету. 🙂
Попробуйте научиться вести архитектурную дискуссию, когда обсуждаете проекты на архитектурном сайте. Эти мелочные язвительные замечания, про злоупотребления объективом и прочее… Вы хотя бы задумайтесь, по отношению к кому Вы язвите. Айрапетов является безусловно одним из интереснейших современных архитекторов Москвы, которому удается находить заказчиков и уговаривать их на смелые постройки и доводить эти объекты в интересном виде до сдачи. У него комплексный эстетический подход ко всему, начиная от проектов, подачи, эскизов, стендов на АрхМоскве и прочее. И уж конечно, фото для любых публикаций, в том числе и этой, прошли через его руки и заслужили его одобрение. Это нужно понимать, и вместо… Read more »
Слушайте, примите, как данность и без собственных домыслов, что мне стиль фотографий не понравился, о чём я высказался. В большей части, но не подавляющей, надо заметить, по причине любви российских архитектурных фотографов, или архитекторов, к использованию эффектов для представления домов.
Архитектурные фотографы, или архитекторы, всего мира используют эффекты для представления домов. Так делают архитекторы и фотографы в США, Англии, Испании, Бразилии, Индии, Бали, Японии, Канады и многих, многих других стран. Это распространенная практика. Вы делаете критический акцент, осознанно или не не осознанно, на том, что это российский архитектор, и поэтому он заслужил Вашу критику. Вам захотелось пофонтанировать остроумием по отношению к автору проекта. Это — снобизм, его я не могу принять ни как «данность», ни как «не данность».
+1
up_today_arch нет пророка в своем отечестве?…. ну-да, ну-да….. а, просто сказать, что это хороший проект, с попыткой нестандартного подхода к процессу формообразования, язык не поворачивается?)))… профессиональная зависть в среде архитекторов – вещь неискоренимая))) психоделика? ну, для кого-то шаг влево-вправо от прямой линии и есть психоделика… широкоугольные объективы используются повсеместно в мире, и в том числе, ими постоянно «злоупотребляют», если необходимо при публикации дожать мысль автора, вопрос только в том, что широкоугольник – это слишком дешево для этой съемки, нужен был кардан, но это вопрос оснащенности фотографа. Такие проекты безумно сложно строить в наших широтах, все убивается борьбой с промерзанием и… Read more »
Я этот дом видел, когда он ещё был проектом, в журнале Интерьер Дайджест (всё таки классный был журнал). Помню как тогда он на меня произвёл впечатление. Знакомые архитекторы говорили, что «это закос под Заху» )
Мне нравится, дом отличный. Побольше бы такой архитектуры. Причём хочется сказать спасибо и Айрапетову и его заказчику. Молодцы!
Сложно сказать: «закос»…. ЗХ довольно яркий представитель определенного стиля, но, отнюдь, не изобретатель его и не единственная держатель прав на него. Да, ее работы отбивают у огромного числа людей желание экспериментировать в этом направлении, не всегда хочется выставлять эскизы, ожидая обвинений в плагиате. Хотя, повторюсь, направление в архитектуре, в котором люди работают, основываясь на идее потоков, направлений, развития супрематизма, это большое направление. Мне самому это близко. У Айрапетова хватает сил доводить эту работу до реализации. Молодец.
Эссе. Почему на меня обиделся бы Айрапетов?. Потому, что я не смог бы построить по его проекту. На сегодняшний день Архитекторы получили беспрецедентную морфологическую свободу при проектировании поверхностей и объемном моделировании будущих сооружений благодаря появлению новых технологий разработки проектов на основе мощного программного обеспечения. Однако подражание и оригинальность, достигаемые в результате использования программного моделирования, порождают проблемы реализуемости архитектурных замыслов. В так называемой, высокотехнологической архитектуре, неважно, на чем основанной: на пространственных потоках, Новом дизайне и т.п…., использование геометрических алгоритмов для детальной разработки поверхностей и объема, стало доминирующим. Архитектурная форма разрушается при формальной и композиционной свободе. Архитектурные школы (школы поколений), основанные на… Read more »
А мне понравилось эссе.
Изумительная по красоте работа — воздушная, лёгкая, пронизанная светом и солнцем. Потрясающе!!! Зависть, белая зависть.
Г-жа Преображенская и г-н Айрапетов в творчестве своем неоспоримы. Это мастера формы.И почему у нас так не любят соотечественников добившихся реальных успехов, и вышедших на мировой уровень.На сегодняшний день существует факт-есть архитекторы способные на чудо,а вот строителей нет.Вот в этом реальная беда.Разрыв колоссальный.
По фото вообще не понял о чем разговор.По-моему снято в духе представленной архитектуры.
И вообще это дело вкуса.Собственно как и сама архитектура.
ARTROOF попросил бы показать здесь построенные им объекты, интересно насколько они соответствуют выше написанному эссе.Ну конечно если Igors будет не против.)))
Причем здесь любовь и не любовь ??? ….и тем более общественное признание. Суть эссе о другом: (в порядке убывания генерируемых ценностей) Зодчий, Архитектор, Господин Оформитель и противоречия при реализации проектов. Конечно при желании можно трактовать по разному, но я не пишу в эссе об архитектурной скульптуре (это отдельная тема). Ссылку на объекты с моим участием я давал.
Вот, как Вы правы, что не любят соотечественников, добившихся хоть чего-либо! Эмоциональная зависть рационализированная через кто во-что горазд! Кто-то через эссе, кто-то через широкоугольный объектив… Не будь Айрапетов достаточно сильной фигурой, затравили бы просто…
Что-то я Вас не пойму:- просмотрел Ваши посты и в чем причина агрессии? Любая зависть эмоциональна и я завидую тем, у кого есть возможность работы с Архитекторами и не только уровня .г-на Айрапетова, и где-то выше я об этом писал. Я предлагаю диалог — каким образом решая задачу волощения архитектурного замысла не превращать его в архитектурную скульптуру и головную боль Заказчика. После моего первого поста, я не думал развивать дискуссию, но посмотрев развитие диалога разродился эссе. Почему г-н Айрапетов? Да очень просто яркий индивидуальный замысел Архитектора (на более простых это менее очевидно) разрушается в процессе реализации, если сохранить фукциональность, либо… Read more »
Ну да. В целом так. Хороший объект может получиться в совместном творчестве всех специалистов.
А Вы всегда критику в Ваш адрес списываете на агрессию? Нет агрессии, просто я с Вами очень глубоко не согласен. И с Вашим большим комментом, величественно названным эссе, тем более не согласен. У Вас есть возможность высказаться публично, Вы ею воспользовались. Что-же, примите критику. Этот большой текст больше похож на заклинания продавца устоявшихся технологий. «Принимайте то, что есть у меня в голове, а того, что там нет, и быть не может». Чтобы не размываться мысью по древу, вот Вам Ваш последний абзац: «Морфологическая свобода высокотехнологической архитектуры создает проблемы, как Архитекторам, так и конструкторам и строителям, а, в конечном счете, Заказчику… Read more »
ARTROOF если не сложно сделайте активным свой ник.Я не знаю где искать ссылку на Ваши работы.
В форуме есть ссылка — http://www.magazindomov.ru/forum/forum_tip/modulnyj-dom-ot-m-art/page-2/#p250
Объекты ARTROOF эссе вполне соответствуют.Очень круто.Надо фамилией Вам подписываться чтобы страна героев своих знала.)))
Если я не ошибаюсь, ARTROOF не архитектор и его точка зрения — это взгляд со стороны правильности конструкций и технологий.
Вы совершенно правы — я не архитетор, но работаю практически со всеми ведущми мастерским Питера, а также с состоятельными клиентами. Постоянно сталкиваюсь с проблемами поиска компромиссных решений: как не меняя архитектурный замысел ( а он, как правило, целостный, идейно и эмоционально продуманный и не всегда социальный) реализовать в беспроблемной для Заказчика конструкции ( в конечном случае за все платит Заказчик, однако эта может быть плата за амбиции архитектора, либо за тонкую материю реализации потребностей Заказчика через картину мира Архитектра). Именно поэтому предлагаю совместную работу на ранних стадиях разработки — при формировании концепции. Однако, и к сожалению часто, это предложение воспринимается… Read more »
Хочу понять суть эссе- Вы предрекаете что данный объект больше года не простоит без косметических .либо более кардинальных вмешательств,и принятые проектировщиками решения неверны изначально. Но если бы не эти решения,то тогда не было бы данного объекта,был бы другой и он был бы совсем не Айрапетовский. Правильно ли я понял? Про инфляцию понятия Архитектор с Вами совершенно согласен. Не согласен, что Архитектор имеет мощной инструмент для проектирования в виде компьютерных программ и т.д.Пока на мой личный взгляд современные объект в своем величии и гениальности решений, эстетике очень уступают тому что было сделано до 20 века. Причин этому множество.Суть формирования заказа в… Read more »
У меня нет полного проекта, по которым строился объект. Свой прогноз я построил на анализе фото и тех чертежей. которые нашел на этом сайте и сайте разработчиков. В эссе я сознательно не дал описание проблемных мест из-за отсутсвия актуальной информации. первые проблемы должны были возникнуть в первый же оенне-зимний сезон эксплуатации. Дополнительно могу сказать, что если бы это проект был реализован на юге или в более сухом климате, часть проблем автоматически снялось, а также нет объянению применению материалов совершенно разных ценовых категорий либо несовместимых.либо разной эксплуатационой надежности и сроков службы. Выше я писал, что объект Айрапетова — это повод анализа… Read more »
да что ж вы тролите то, никто не пытается тут загнобить Айрапетова. Люди высказываются и причем по делу.
я — троллю?!!! Вы что-то путаете. Выставлен очень хороший проект. Вместо оценки архитектурных качеств, посыпались комменты «без бутылки не разберешься», «подрядчики — богословы», и мысли о «психоделическом эффекте от пояснительной записки». Вы комменты все прочитали? С начала? Свой помните? Вы высказались. Я разъяснил Вам природу Вашего высказывания. Понятно, что Вам не приятно. Видимо так же неприятно авторам проекта читать и Ваши отзывы. Очень сильно надеюсь, что они сюда не забредут. Единственный в России архитектор, активно продвигающий в работе что-то отличное от «палочки должны быть попендикулярны» был оценен на уровне домохозяйки «мы образованиев не получали, в энтих кривых линиях ничего не… Read more »
Ну собственно есть в этом высказывании большая доля правды, я не о конкретном объекте, а об общей ситуации.Вспомните каким нападкам подвергался тот же Скуратов, не говорю об объектах выставленных на этом ресурсе, причем со стороны своей же братии. Так что я думаю, что up_today_arch всего лишь высказал также свое мнение, основанное на реальных случаях.Мне к примеру тоже самое показалось,что гнобят тут Айрапетова.
Да не, показалось. Особенно в сравнении с другими объектами тут вообще идиллия и посиделки с чаем и без водки 🙂
Интересно было бы продолжить с чаем и водкой 🙂 …. довольно перспективный способ поиска компромиса. Давай те в Питере.
Больше двух архитекторов собирать в одном месте, да ещё с водкой — опасно 🙂
up_today_arch я – троллю?!!! Вы что-то путаете. Выставлен очень хороший проект. Вместо оценки архитектурных качеств, посыпались комменты «без бутылки не разберешься», «подрядчики – богословы», и мысли о «психоделическом эффекте от пояснительной записки». Вы комменты все прочитали? С начала? Свой помните? Вы высказались. Я разъяснил Вам природу Вашего высказывания. Понятно, что Вам не приятно. Видимо так же неприятно авторам проекта читать и Ваши отзывы. Очень сильно надеюсь, что они сюда не забредут. Единственный в России архитектор, активно продвигающий в работе что-то отличное от «палочки должны быть попендикулярны» был оценен на уровне домохозяйки «мы образованиев не получали, в энтих кривых линиях ничего… Read more »
Просмотрел ещё раз. Наверное ужасно плохо, с моей стороны, испытывать затруднения с восприятием данного проекта. Ну простите, не шмог я ощущить объект, представленный на фотографиях. Не доступно моему жалкому разуму прогрессивное представление: углы какие-то сплошные, ни объёмов ни движения в пространстве не вижу. Ай-йа-йай.
Вообще же, подобная архитектура мне чем-то близка. Вот оштукатуренными стенам. Плоскостями. Разрывами. И рациональным разделением пространства, если оно здесь есть. С другой стороны, форма ради формы? Форма ради формы, на мой взгляд, удел скульпторов.
Оценку ставить не буду, т.к. не понял, где тут что и как. 🙂
Российской архитектуре пока-что в большенстве своем эпитет как позор сложно подобрать.
Не знаю,в нынешних архитектурно-дизайнерских школах ли дело,которые утратили былую
славу ВХУТЕМАСа,или в заказчике который на вопрос о пожеланиях кроме как сложенные
пирамидкой ладошки ничего показать не может,или же в отсутствии технологий или еще
в чем. Поэтому не думаю что данный проект слишком уж экстравагантный,мне больше симпатизирует Casa Fez от ?lvaro Leite Siza
http://www.magazindomov.ru/2010/10/30/dom-dlya-sebya/
считаю его более динамичным,красивым и гармоничным
или Dupli Casa от J. MAYER H.
http://www.magazindomov.ru/2010/07/08/dom-skulptura-v-germanii/
Тем не менее снимаю шляпу перед господином Айрапетовым его командой и заказчиком,которые двигают у нас «живую» архитектуру, которая всегда поиск и эксперимент.
Собственно говоря, я — про то же. Поддерживать нужно людей, которые упрямо прут через стоячую воду…
Уважаемые участники обсуждения, все-таки хотелось бы понять, в каком формате Вы считаете надо обсуждать тему реализуемости проектов? Каким образом должны строиться взаимоотношения Заказчик, Архитектор, Конструктор, Строитель? или Архитектор-Строитель? В ответ на чересчур эмоциональные комментарии, осмелюсь напомнить «заповеди» Райта адресованные молодым архитекторам. «…. 3. Берегитесь архитектурных школ во всём, кроме обучения инженерному делу. 4. Идите на производство, где вы сможете видеть действия машин и механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве да тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию. 5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится… Read more »
С какой целью обсуждать?
С целью поддержать комплекс учителя у ARTROOF. Ему это, видимо, необходимо.
Смелый и сложный проект! уникальный для России, новый шаг для нашей страны