Виртуальный музей резных наличников.
Уже несколько лет московский фотограф Иван Хафизов занимается созданием виртуального музея резных наличников. Задача коллекции – показать наличники большинства городов России, Белоруссии, Казахстана и Украины, а, возможно, в перспективе и Польши, которые Хафизов фотографирует и классифицирует. На реализацию этого замысла нужны средства, которые энтузиаст в настоящий момент собирает.
Масштабный проект по фотофиксации всех сохранившихся до наших дней деревянных резных наличников начался почти случайно. В 2006-м году Иван Хафизов оказался в городе Энгельс Саратовской области, где от скуки начал снимать разноцветные ставни на деревянных домах. «Домов было много, краски местные жители не жалели, поэтому иногда встречались совершенно безумные цветовые сочетания. В общем, из этой командировки я привез штук сто фотографий разноцветных оконных наличников, – вспоминает Хафизов. – А через месяц была поездка по Ярославской области, и оказалось, что наличники на окнах Ростова Великого совершенно иные, нежели те, что были в Энгельсе!» Этот феномен заинтересовал фотографа, и он стал снимать наличники уже осознанно – переходя от дома к дому и пытаясь разобраться в том, чем они похожи и чем отличаются… Позже Иван посетил Челябинск, Дмитров, Казань, Чебоксары, Ижевск, в каждом из городов существенно пополняя свою коллекцию. И, наконец, его осенило: а что, если выложить все наличники разных городов в сеть, причем сделать так, чтобы их можно было не только смотреть, но и сравнивать?
Сказано – сделано: в 2010-м году в сети появился виртуальный музей Nalichniki.com, где многочисленные наличники классифицированы по географическому признаку, возрасту, виду резьбы, яркости и цвету, а также степени сложности. Сейчас в этой коллекции 70 городов из двадцати с чем-то регионов страны. «Проект, безусловно, очень масштабный, но у него есть конечная цель: собрать коллекцию наличников всех регионов России (и, если удастся, сопредельных государств) и классифицировать ее. – говорит Иван Хафизов. – Дело в том, что никто из наших предков этого не сделал: ни современные тогда еще живому деревянному зодчеству ученые умы царской России, ни фундаментальные исследователи советской эпохи. А ведь с каждым годом наличников становится все меньше!»
К слову, именно до обидного малое количество информации об искусстве домовой резьбы заставило Ивана не ограничиваться только фотографированием предметов своего увлечения – коллекционирование стало полноценным исследованием, и сегодня Хафизов может часами пересказывать собранные по разным городам истории создания и сохранения наличников. «Вообще наличники — один из самых недооцененных элементов нашей традиционной культуры: они есть в каждом городе и в каждом городе уникальны, поэтому вполне могли бы стать их визитной карточкой, но вместо этого их практически не замечают …» – разводит руками фотограф.
Всю работу по сбору необходимой информации Иван выполняет один: продумывает маршрут очередной экспедиции, ездит по городам, проводит фотосъемку и обрабатывает многочисленные снимки, раз в 1-2 недели пополняя свой сайт. Долгое время энтузиаст тратил на все это собственные средства, но масштаб исследования уже настолько велик, что личного бюджета банально не хватает, поэтому с ноября этого года сайт Nalichniki.com организует процедуру краудфандинга, или, проще говоря, сбора народного финансирования.
Всего Иван Хафизов планирует собрать 980 тысяч рублей, которые будут потрачены на 9 экспедиций по 150 историческим городам Центрального Федерального округа. В долгосрочной же перспективе исследователь мечтает составить атлас всех сохранившихся на территории России наличников. «Очень хочется найти возможность сохранить для потомков неземную красоту резных деревянных наличников», – делится своим замыслом Хафизов, уверенный в том, что не только vodka, matryoshka и balalayka должны ассоциировался с исконно русскими традициями – в ряду самых узнаваемых символов нашей страны могу и должны также появиться и nalichniki.
Ссылка: Виртуальный музей резных наличников
По теме: Деревянные наличники России
Текст: Анна Мартовицкая
Источник: Агентство Архитектурных Новостей