Особенности проектирования домов на рельефе

Балансирующий сарай. MVDRV. Рингтон, Саффолк, Великобритания. 2010.




Особенности архитектурного проектирования индивидуальных жилых домов на рельефе.

Второй дом часто воспринимается людьми как противопоставление городской квартире. Человек стремится компенсировать недостаток природной составляющей. Он выбирается загород, чтобы отдохнуть от суеты и насладиться живописным пейзажем. С этой точке зрения перепад рельефа является богатым ресурсом. Для архитектора это определенные рамки контекста, в которых он проводит морфологические и планировочные изыскания, а так же поле для экспериментов и рассуждений.

В этой статье мы рассмотрим принципы, по которым взаимодействуют архитектурная форма и ландшафт. Коснемся отличий планировочной структуры между домами на плоском рельефе и рельефе с уклоном. Порассуждаем о термине «устойчивость» с точки зрения архитектурного архетипа.

Взаимодействие ландшафта с архитектурной формой.

Можно выделить два принципа взаимодействия архитектуры и ландшафта: «поляризация» и «интеграция». В первом случае архитектура противопоставляется природному ландшафту, во втором – сливается с ним. При «поляризации» объем здания отрывается от земли. Помещения поднимаются над природным ландшафтом при помощи колонн и опор. Поверхность земли остается нетронутой в своем первоначальном природном виде. При этом точки соприкосновения здания с рельефом минимальны. На элементы сопряжения ложится наибольшая эстетическая нагрузка, так как они показывают работу конструкции и место, где проходит граница между природным и рукотворным. Логика сопряжения конструкции с поверхностью земли распространяется на образ всего здания. Именно конструкция становится главным средством выразительности. Здание превращается в инженерное сооружение – дом-мост. Один из таких проектов в шестидесятых годах предложил американский архитектор Крег Эльвуд. Дом расположен между двумя горными вершинами. Ажурная хай-тековская конструкция противопоставляется суровой природе гор.

Взаимодействие с ландшафтом «поляризация», «интеграция».Взаимодействие с ландшафтом «поляризация», «интеграция».

Взаимодействие с ландшафтом «поляризация», «интеграция».

Проект виллы Bridge House. Крег Эльвуд (Craig Ellwood). Калифорния, США. 1960-е.

Проект виллы Bridge House. Крег Эльвуд (Craig Ellwood). Калифорния, США. 1960-е.

Дом-мост. Макс Приткард (Max Pritchard). Аделаида, Австралия. 2008.

Дом-мост. Макс Приткард (Max Pritchard). Аделаида, Австралия. 2008.

Вот еще одна вариация на эту тему. Дом завис над ландшафтом именно в том месте, где протекает ручей. Дом мог бы быть расположен и на плоском рельефе, но чтобы усилить определенные качества вводимой в природу конструкции архитектор размещает постройку на том ландшафте, который создаст желаемый контраст с этими качествами.

Большую роль в образе объемов, построенных по принципу «поляризации», играют мостики, лесенки и пандусы. Однако они не являются продолжением рельефа, а скорее подчиненные элементы основного объема здания-пришельца. Наиболее драматичный образ складывается при ракурсе с нижних точек. Здесь мы воспринимаем здание с непривычного для нас положения – снизу. Мы видим пол, будто из-под земли. Динамику образу добавляет перспектива. Усиливает визуальный эффект консоль. Консоль выступает как антоним связи ландшафта и здания. То есть консоль усиливает контраст между природой и конструкцией.

Вилла Мэн-боу (Man-bow). Сатоши Окада (Satoshi Okada). Атами, префектура Сидзуока, Япония. 1997.Relief 5

Вилла Мэн-боу (Man-bow). Сатоши Окада (Satoshi Okada). Атами, префектура Сидзуока, Япония. 1997.

Вилла Мэн-боу. Поперечный и продольный разрез.

Вилла Мэн-боу. Поперечный и продольный разрез.

Вилла Мен-боу расположена в горном районе Атами. По словам автора проекта, ему понадобилось оторвать здание от земли по четырем причинам. Во-первых, ветер, возникающий из-за перепада температур в нижней и верхней части горы, должен свободно обтекать здание. Во-вторых, для организации вида, который могут заслонять высокие деревья. В-третьих, для того, чтобы избежать излишней влажности в помещениях из-за стелящегося тумана. И в-четвертых, для того, чтобы облегчить работу по уборке опавших листьев.

При «интеграции» здание как бы растворяется в природном ландшафте. Оно органично вписывается в рельеф при помощи таких элементов как террасы, пандусы, лестницы, подпорные стенки. Один из главных приемов единения дома и природы – подчинение архитектуры здания перепадам рельефа. Естественные материалы, такие как камень, дерево, штукатурка усиливают связь между домом и природой. Большую роль играет озеленение вертикальных и горизонтальных поверхностей здания. В композициях, построенных по принципу «интеграции» главным средством выразительности становится форма, выражающая ступенчатую динамику. Если в первом случае прототипом дому служил мост, то в этом – лестница. Формообразование здания разворачивается через ритм горизонтальных плоскостей.

Террасный дом (Terrace House). Pavel Hnilicka Architekti . Прага, Чехия. 2007.

Террасный дом (Terrace House). Pavel Hnilicka Architekti . Прага, Чехия. 2007.

Террасный дом (Terrace House). Pavel Hnilicka Architekti . Прага, Чехия. 2007.

Холман Хаус. Durbach Block Architects. Нью Саус Валес, Австралия. 2005.

Холман Хаус. Durbach Block Architects. Нью Саус Валес, Австралия. 2005.

Холман Хаус. План первого этажа.

Холман Хаус. План первого этажа.

Отдельно можно выделить «глубокую интеграцию». В этом случае здание сильно врезается в склон, либо обживаются природные убежища. Расщелина в скале или пещера могут использоваться как основа дома. Этот подход характеризует включение элементов естественного ландшафта в конструктивно-морфологическую структуру здания.

«Глубокая интеграция». Обживание пространства пещеры.

«Глубокая интеграция». Обживание пространства пещеры.

На кровле виллы Эджеральд воссоздан естественный рельеф с растениями. Идея состояла в том, чтобы восстановить участок после негативного индустриального воздействия. Из земли был выкопан фрагмент старого нефтепровода, а на его месте появился жилой дом. Любопытно, что при своей гуманистической «зеленой» направленности, образ дома очень хищный. Острый как нож стеклянный объем виллы вспарывает холм изнутри. Через щели внутрь помещений пробивается естественный свет.

Edgeland House. Студия Берси и Чена (Bercy Chen Studio). Аустин, Техас, США. 2012.

Edgeland House. Студия Берси и Чена (Bercy Chen Studio). Аустин, Техас, США. 2012.

Холман Хаус. План первого этажа.

Холман Хаус. План первого этажа.

Вилла Вальс. SeARCH. Вальс, Граубюнден, Швейцария. 2009.

Вилла Вальс. SeARCH. Вальс, Граубюнден, Швейцария. 2009.

Вилла Вальс. Трехмерный разрез.

Вилла Вальс. Трехмерный разрез.

Вилла Вальс полностью врезана в холм. Наружу выходит лишь круглый патио. Через него освещаются все жилые помещения. Подземный тоннель связывает жилой дом с мастерской. Экстравагантный вид дома продиктован регламентом участка.

Буквальная слитность.

Дом II. Альберт Фрей (Albert Frey). Палм-Спрингс, штат Калифорния, США. 1963.

Дом II. Альберт Фрей (Albert Frey). Палм-Спрингс, штат Калифорния, США. 1963.

Недалеко от городка Палм-Спрингс архитектор Альберт Фрей построил для себя дом. Он расположен на склоне между отдельными глыбами скал. Нижняя часть, в которой расположены гараж и бассейн, выглядит тяжеловесно и брутально. Основание облицовано обработанным природным камнем. На него поставлен легкий жилой объем из стекла и металла. Эдакий стеклянный ларец, распахнувший свой интерьер в природу. Однако, главное здесь не в открывающейся видовой панораме. Дерзкая и отчасти ироничная затея состоит в том, что архитектор разрывает жесткий модернистский объем, впуская скалу внутрь дома. Натуральный кусок скалы из калифорнийской пустыни. Она раздвигает одномерные (термин Чарльза Дженкса) стеклянные стены коробки и заглядывает в гости к архитектору. Скала нависает над кроватью, к ней примыкает обеденный стол. В этом проекте сочетаются приемы «интеграции» и «поляризации». Скала и стеклянная коробка ведут себя индифферентно по отношению друг к другу. Стены дома никак не реагируют на интервенцию. То же и с притулившимся камнем – он не подвергся никакой рукотворной обработке. Узел сопряжения очень деликатный. Стекло просто подходит к камню. С точки зрения взаимодействия оболочки здания со скалой применен прием «поляризации». Зато в интерьере скала ведет себя по принципу «интеграции». Пробившись внутрь здания, в интерьере произошла трансформация ортогональной структуры, присущей модернизму. Природный хаос вмешался в упорядоченность. Обеденная, жилая и спальная зоны веером закручены вокруг пришедшего гостя. Зонирование, заданное каменной глыбой, подчеркнуто легким перепадом уровня пола.

Дом II Альберта Фрея. Интерьер, вид с тыльной стороны дома.

Дом II Альберта Фрея. Интерьер, вид с тыльной стороны дома.

Дом II Альберта Фрея. Интерьер, вид с тыльной стороны дома.

Дом II Альберта Фрея. План.

Дом II Альберта Фрея. План.

Дом II Альберта Фрея. Разрез.

Дом II Альберта Фрея. Разрез.

«Поляризация» и «интеграция» — различные подходы взаимодействия архитектуры с рельефом. У них множество отличий, однако, можно выделить и общие черты. Например, динамика. Правда в первом случае динамика выражается через перспективу и ракурс, а во втором через вектор лестницы. В обоих случаях композиция строится через раскрытие интерьера на природное окружение.

Игра в неустойчивость.

Схема «устойчивость / неустойчивость»

Схема «устойчивость / неустойчивость».

Еще один подход эксплуатирует связку понятий устойчивость и неустойчивость. Это становится наиболее актуально на склоне, где так легко потерять равновесие. Сила притяжения определила такие понятия как горизонталь и вертикаль. С древних времен архитектура развивалась, подчиняясь этому закону. Показателен проект Эдуардо Соуто де Моура. Два минималистических жилых объема расположены на склоне. Один объем консольно завис над рельефом, другой съезжает вниз. Автор намеренно сделал оба объема равными по массе и с одинаковой отделкой. Ему было важно, чтобы зритель воспринимал их в сравнении. В проекте сквозят ироничные нотки постмодернизма. Архитектор заигрывает со сложившимся архетипом устойчивости.

Ту Хаусес в Понте де Лима. Эдуардо Соуто де Моура (Eduardo Souto de Moura). Понте де Лима, Португалия. 2001-2002.

Ту Хаусес в Понте де Лима. Эдуардо Соуто де Моура (Eduardo Souto de Moura). Понте де Лима, Португалия. 2001-2002.

Ту Хаусес в Понте де Лима. Разрезы.

Ту Хаусес в Понте де Лима. Разрезы.

Ту Хаусес в Понте де Лима. Разрезы.

В другом доме, спроектированном студией MVDRV, авторы также сфокусировались на теме равновесия. Здание на половину своей длины нависло над землей. Жесткая структура деревянного каркаса позволила обеспечить вылет на 15 метров. Дом опирается на массивное бетонное основание. Часть здания, стоящего на земле, выполнена из более тяжелых материалов. Кажется, будто земля опустилась, а дом оставил на ней свой след. Такие детали как окно в полу и качели, подвешенные к краю консоли, акцентируют статус здания-аттракциона.

Балансирующий сарай. MVDRV. Рингтон, Саффолк, Великобритания. 2010.

Балансирующий сарай. MVRDV. Рингтон, Саффолк, Великобритания. 2010.

Особенности планировочной структуры домов на рельефе.

Жилые дома, расположенные на рельефе имеют свои особенности, касаемые планировочной структуры. Первая особенность связана с разноуровневой композицией. При небольшом наклоне поверхности земли объем дома может компоноваться с перепадом в пол этажа. Такие дома называются «split-level». Достоинство такого решения состоит в том, что пространство квартиры перетекает из одного помещения в другое. Нет жесткого разграничения между различными функциональными зонами. Это может быть востребовано, когда в семье есть маленький ребенок. Дети нуждаются в материнском уходе и внимании. Ведь именно в начальный период их развития закладываются основы поведения и характера. В такой ситуации между ночным (комната родителей) и дневным (кухня, гостиная) пребыванием матери нужен наиболее тесный контакт. В двухэтажном доме функции обычно разделены по принципу день/ночь, хотя детская комната используется как днем, так и ночью. «Split-level» в противоположность поэтажному членению обеспечивает хорошую возможность зрительных и слуховых контактов между зонами.

Дом типа «split-level». Связь между зонами пребывания детей и родителей.

Дом типа «split-level». Связь между зонами пребывания детей и родителей.

Вторая особенность связана с точкой входа в дом. Он может быть сверху, снизу и посередине. От места, где расположен вход, зависит функциональная программа здания. Благодаря рельефу появляется возможность организации дополнительных входов на других уровнях. На рисунке представлены варианты компоновки помещений по уровням. В доме на плоском рельефе на первом этаже располагается кухня с гостиной, на втором размещаются спальни (А). Вариант Б не сильно отличается от варианта А. Основное отличие в том, что гостиная имеет выход и на балкон и на участок. Вариант В имеет интересное достоинство. Человек со среднего уровня может быстро попасть как на верхний этаж, так и на нижний. В вариантах Г и Д привычное расположение функций переворачивается к верх ногами. Гараж располагается на верхнем ярусе, гостиная – на среднем, а спальня на нижнем. При этом есть возможность каждый этаж, который контактирует с землей оборудовать дополнительным входом. Это может быть полезно при необходимости отграничения той или иной функциональной зоны. Тогда такие помещения можно использовать автономно.

Схема расположения помещений: А. На плоском рельефе Б. На рельефе с перепадом в один этаж. Вход на нижнем уровне. В. На рельефе с перепадом в один этаж. Вход на среднем уровне. Г,Д. На рельефе с перепадом в два этажа. Вход на верхнем уровне.

Схема расположения помещений: А. На плоском рельефе Б. На рельефе с перепадом в один этаж. Вход на нижнем уровне. В. На рельефе с перепадом в один этаж. Вход на среднем уровне. Г,Д. На рельефе с перепадом в два этажа. Вход на верхнем уровне.

Подростки в отличие от маленьких детей уже не нуждаются в пристальном внимании родителей. Слишком длительное пребывание со взрослыми может восприниматься как тотальный контроль. У детей и родителей возможны различии в режимах дня. Поэтому зоны должны быть разделены. Детская должна иметь свой обособленный вход. Можно представить и другие примеры. Например, сдача нижнего яруса квартиры в аренду, использование его под офис.

Террасный одноквартирный дом. Дополнительные входы в различные функциональные зоны.

Террасный одноквартирный дом. Дополнительные входы в различные функциональные зоны.

Третья особенность — компактность. Террасный дом характеризуется большими площадями летних помещений, образуемых как крыши террасы в результате отступа вышележащих этажей на крышах нижележащих квартир. Размер отступов в террасном доме зависит от уклона местности, на которой расположены дома. Этот тип здания, так же как и ковровая застройка, позволяет получить плотную застройку с большим выходом площадей. Однако в террасных домах в отличие от ковровой застройки есть возможность обеспечить хороший вид.

А. Застройка террасными домами. Б. Рядовая застройка

А. Застройка террасными домами. Б. Рядовая застройка

Итак, планировочная структура домов на рельефе при своей компактности выгодно отличается гибкостью и способностью к трансформации.

Проекты, упомянутые в статье, которые опубликованы на нашем сайте:

Источники:

  1. Шродер У. Вариантная планировка домов и квартир: Планировочные решения с учетом численности и образа жизни семьи/ Пер. с нем. Н. Л. Кораблевой. — М.: Стройиздат, 1984. – 232с.
  2. Поморов С. Б. Второе жилище горожан, или дом на природе. Урбоэкологические аспекты эволюции городского жилища: /Научная монография. – Новосибирск: издательство НГАХА, 2004 – 472с., ил. 271.
  3. Саймондс Д. О. Ландшафт и архитектура/ Пер. с англ. А. И. Маньшавина. – М.: Издательство литературы по строительству, 1965 – 193с., ил.
  4. Крогиус В. Р. Город и рельеф. _ М.: Стройиздат, 1979. – 124с., ил.
  5. Анисимова И. И. Уникальные дома (от Райта до Герри): Учеб. Пособие по спец. «Архитектура». – М.: Архитектура-С, 2009. 160с., ил.
  6. Проект классика IV-MMII случайные связи. Прорыв Дом Фрея II с. 61
  7. The phaidon atlas of 21’st century world architecture. Phaidon Press Limited. London. 2008. 800p.
  8. Официальный сайт архитектурной студии MVRDV

Автор статьи: Денис Соколов

5 6 votes
Рейтинг статьи




Subscribe
Уведомить
guest

5 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
L sergey
L sergey
11 лет назад

Сколько «рельефов» — столько и решений. Чего бы не хотелось — так это заигрывать с неустойчивостью или балансировать: цель странная и результат не убедительный.

Architipai ( Vitalij Ananchenko, jevgenij Ananchenko)

А я бы выделил 3 вида взаимодействия с ландшафтом
1 — контраст
2 — сливание
3 — диалог

L sergey
L sergey
11 лет назад

Есть примеры? Я о взаимодействиях представленных здесь, а Вы о чём?

SirCubo
11 лет назад

Познавательная статья.

makso72
11 лет назад

Интересная статья.
В реалии конечно чаще следуют другому принципу. Принципу — «нулевого баланса земляных масс».