К празднованию 125-летия со дня рождения Константина Мельникова archspeech изучил литературное наследие архитектора и постарался выбрать наиболее актуальные высказывания мастера советской архитектуры для нынешнего поколения.
Константин Мельников, прославившийся в 1920-е годы своими проектами не только в СССР, но и за рубежом, по его собственному утверждению, не любил много выступать на публике. Тем не менее, на рубеже 20-30-х годов в прессе вышло немало интервью с архитектором и его личных заметок. Например, в разные годы в журнале «Архитектура СССР» вышли такие труды Мельникова, как «Оформлением проекта», «Творческое самочувствие архитектора», «Развивать свою творческую линию». Archspeech изучил тексты архитекторы и выбрал из них 10 правил, которые, на наш взгляд, могут пригодиться современным архитекторам.
1. Рисунки не всегда обязательны и иногда вредны
«В процессе моей работы мне лично не приходится пользоваться рисунками и всякого рода набросками. Я не только не чувствую в этом потребности, но прямо считаю это излишним и даже вредным. Рисунок мешает свободному маневрированию мыслей, навязывая графически реализованное решение, даже если оно отвергнуто сознанием. В особенности мне мешают рисунки в первоначальной стадии работы над проектом. Иное дело — всякие чисто технические, а не композиционные наброски. Те и полезны, и необходимы в работе архитектора».
2. Журналы и альбомы только мешают
«Мне никогда не приходилось изучать какие-нибудь альбомы, пособия или специально заглядываться на чужие сооружения. Настоящему архитектору это совершенно ненужно, даже в том случае, когда он и ориентируется на какие-либо определенные стилевые каноны».
3. Не всегда стоит точно следовать программе
«Архитектурное решение нередко видоизменяет несколько технико-экономические показатели зданий — и это по-своему закономерно. Когда я работал над Советским павильоном на Парижской выставке 1925 года, я выяснил, что будут экспонировать в павильоне, в каком количестве и т.п., и сделал подробные расчеты, но решения здания не находил. Потом, совершенно отвлекшись от подсказанных расчетами результатов, я неожиданно для самого себя получил искомое решение павильона. Оно даже до известной степени изменило мои первоначальные расчеты».
4. Будь подражателем, а не «подражателем»
«Существует такая степень насыщенности мастера культурой прошлых веков, при которой он совершенно непроизвольно, так сказать, органически функционируя, является подражателем стилевых традиций многих поколений. В этом квинтэссенция всякой культуры, и поэтому понятно, что любой мастер может узнать в себе „родственника“ какого-нибудь классика или даже близкого современника. Иное дело „подражатель“. Тот только механически копирует, создавая бледные отражения, немощные карикатуры на некогда им виденное или изученное».
5. Необходимо участвовать во всех стадиях проекта
«Как представить себе будущее сооружение в натуре, чтобы решить, не нуждается ли оно в каких-либо изменениях и доделках? Сколь идеально бы ни был исполнен рисунок, он никогда не удовлетворит архитектора. Еще более слабое представление о натуре дает ему модель. Поэтому я считаю обязательным участие архитектора во всех стадиях конструктивной реализации его проекта».
6. Ключевую роль играет заказчик
«Абсолютно правильным будет сказать, что единственной гарантией от излишних переделок является полная продуманность заказчиком задания в целом и во всех его частях и тщательная работа над его решением».
7. Команда должна мыслить схожим образом
«Помощник архитектора может играть роль не только чисто технического сотрудника, но все же основные его задачи — разработка отдельных деталей, расчеты и т.п. Очень часто помощник, даже улучшая отдельные композиционные детали проекта, может извратить основной замысел архитектора. Требуется особая конгениальность помощника, для того чтобы обеспечить совместную творческую работу с архитектором».
8. Архитектор всему голова
«Я не боюсь прослыть еретиком, заявляя уже сейчас, что роль живописца и скульптора в композиционном оформлении сооружений несколько подчиненная. Архитектор обязан понять задание заказчика, найдя для него наиболее целесообразное архитектурное решение. Также обязаны художник и скульптор считаться с проектом архитектора, понять его, давая свое живописное или скульптурное оформление отдельным частям композиции».
9. Строитель строит, архитектор проектирует
«Знаю, что среди архитекторов существует такая точка зрения, по которой в области производства строительных материалов и конструкций нам должно быть отведено чуть ли не место руководящее. Я не уверен, что это правильная точка зрения. Сама строительная индустрия, исходя из экономических и технических возможностей и учитывая потребности нашего строительства, должна изготовлять и выпускать на рынок в массовом масштабе необходимые стандарты стройматериалов и конструкций. Архитектор должен только умело и художественно целесообразно их использовать».
10. Достоинства здания определяют всего три критерия
«Привожу достаточно ясные и убедительные критерии для определения достоинств зданий. Во-первых, отвечает ли проект наибольшим удобствам технологического и функционального порядка. Во-вторых, характеризуется ли он прямыми экономическими достижениями композиционного приема, которые могут быть выявлены с точностью арифметических подсчетов. Наконец, третье — дает ли он выразительную, художественную форму сооружения».*
*Критерии, по которым стоит оценивать и сравнивать архитектурные объекты, были приведены Мельниковым в 1935 году в ответе на анкету для «Архитектурной газеты».
При подготовке публикации использованы материалы книг «Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика» (А.А. Стригалева, И.В. Коккинаки. Изд. Искусство, 1985, М.) и «Melnikov: Solo Architect in a Mass Society» (Frederick S. Starr. Princeton University Press, 1981).
Изображения © Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Источник: Archspeech
По теме: Дом Мельникова
Смотрите также:
8 «Основных принципов Райта» и 12 «Заповедей молодым архитекторам».
«Пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье