Дом Арока — это пример теории, воплощенной на практике, как искусства умения мыслить в духе своего времени, привлечения потенциальных возможностей в рамках существующих ограничений, упорядочивания строительства. Глубокая структура архитектуры, понимаемая как язык шаблонов (Christopher Alexander, 1977), связана с архитектурным Знанием и имеет четырёхмерное значение, свидетельствующее о её сложности: Ноу-хау быть (Пространство); Ноу-хау (техника); Умение думать (Мышление); и, наконец, Ноу-хау в общении (Время).
«Что меня больше всего удивляет в архитектуре, как и в других методах, так это то, что у проекта есть одна жизнь в её построенном состоянии, а другая — в письменном или нарисованном состоянии» — Альдо Росси (Aldo Rossi), Научная автобиография (1981).
МЫШЛЕНИЕ (умение думать)
Концепция Дома Арока как «всевидящего глаза» (семиотика) связана с его планировкой, понимаемой как «глаз, видимый с неба». Он наблюдает за пейзажем, обращенным на юг, в то время как приближается к северу в непрерывном жесте. Дом построен вдоль арки в форме полумесяца, которая понимается как «верхнее веко», а полукруглый бассейн представляет собой «Ирис». Дом, клиенты которого принадлежат к строительной отрасли, — это дань уважения «масонам», архитекторам и инженерам, строителям настоящей архитектуры, для реальных людей, ода достижимому. Приподнявшись над ландшафтом, он открывает вид на долину и горы, используя преимущества естественного рельефа (Genius Locci) в поисках взаимосвязи между человеком и природой, характерной для жизни в сельской местности.
ПРОСТРАНСТВО (Ноу-хау быть)
В пространственном отношении Дом Арока имеет двойное структурное происхождение: стереотомическое и тектоническое. Структура всегда выполняет двойную функцию: техническую и пространственную. Он использует преимущества прочных арочных стен для зон циркуляции в сочетании с логикой сетчатого скелета для функционального и пространственного разделения. Эксцентричный объём в виде «ресницы» соответствует служебным областям в функциональной последовательности: гараж-прачечная-патио. Социальные и частные пространства разработаны в логической, функциональной и модульной последовательности, от наиболее общедоступных (гостиная, кухня и офис) до наиболее приватных (спальни и, наконец, апартаменты), образуя «верхнее веко» глаза.
Эта пространственная организация совпадает со структурными метриками, использующими коридор как большую дугу, проходящую по всей длине дома: «галерею воспоминаний» (картины, фотографии и т.д.) — «сетчатку» глаза. Ортогональные стены позволяют рационально и организованно расставлять мебель. Гостиная — это «сформированный образ» интерьера дома: большое и динамичное пространство с пейзажем, обрамленным внешней галереей, защищающей его от воздействия солнца. Полукруглый бассейн работает так же, как и Ирис в общей схеме.
ТЕХНИКА (ноу-хау)
«Каждый материал несёт своё собственное послание и для творческого художника — свою собственную песню» (Райт, 1928).
Армированный бетон в качестве материала, — это музыкальная нота «окаменевшей музыки». Он использует деревянную опалубку как украшение фасада и тектоническое выражение архитектуры. Бетон относится к каменным конструкциям в поисках конструктивного диалога между прошлым, настоящим и будущим.
ВРЕМЯ (ноу-хау для общения)
Общество наблюдения и зрелищ (интернет, социальные сети, реалити-шоу), о котором Гай Дебор (Guy Debord) мудро предупреждал в своей работе (1967), здесь интерпретируется как «дух времени», аллегория к пословице «В стране слепых и одноглазый — король» (Генри Гордон Уэллс (Henry Gordon Wells), 1904).
Спрос клиентов на современный дом, который отличался от других, был возможностью для символической и эмоциональной архитектуры в преемственности с ценностями, которые характеризуют северную португальскую архитектуру — критическим регионализмом. Критический дух, продукт размышлений и синтеза о духе времени, был добавлен с использованием иконографической теологии в поисках универсальности темы — «всевидящее око». Всевидящее око как концептуальная тема представляет собой глубокую мысль о человеческом состоянии, важности духовности и совести в построении будущего в непрерывной механизации. Эдгар Морен (Edgar Morin) (1990) во введении a la pensee complexe описывает противоречивую и мистическую природу человека, связанную с культурой и искусством: «(…) Homo Sapiens также неразрывно является Homo Demens, этот Homo Faber является одновременно Homo Ludens, что Homo economicus одновременно является Homo Mythologicus и, наконец, что Homo Prosaicus также является Homo Poeticus».
Виланова Артигас (Vilanova Artigas) об архитектуре однажды сказал: «Я восхищаюсь поэтами. То, что они говорят двумя словами, мы должны выразить тысячами кирпичей» (1973). Цена на кирпич одинакова в гражданском строительстве и архитектуре. Архитектура как искусство реального предполагает, что архитекторы и инженеры работают в унисон, каждый в своей области знаний. Архитектура — это не гражданское строительство — это архитектура. Это означает знание того, как быть мыслями, пространством, техникой и общением одновременно.
Название: Дом Арока (Arouca’s House)
Расположение: Арока, Португалия
Архитектура: Ana de Bastos, Filipe Xavier Oliveira
Строительство: 2019
Общая площадь: 93 м2
Фото: Filipe Xavier Oliveira
Все фотографии и проектная графика:
Слишком мого слов.
Да, иногда авторы в попытке объяснить свою философию бывают многословны 🙂
Тот случай, когда вместо архитектуры — литература.
Убедительную форму создать не получилось.