Немецкое архитектурное бюро Bruno Fioretti Marquez завершило восстановление усадьбы, которая первоначально состояла из киоска, спроектированного Мис ван дер Роэ в 1932 году, и пяти зданий, спроектированных Гропиусом во время его работы в Баухаузе. Дессау был вторым местом расположения Баухауза, который переехал из Веймара в 1925 году. Во время воздушного налета в последние дни Второй мировой войны дом Гропиуса и половина двухквартирного дома Пауля Клее и Ласло Мохой-Надь были разрушены. После войны единственной частью дома, которая осталась, был подвал. Этот подвал послужил основой для переосмысления Маркесом этого важного исторического сооружения.
Новый дизайн заимствует кубическую форму оригинального дома, однако многие детали из оригинала были убраны или переработаны. Решение об изменении дизайна было продуманным: архитекторы решили отдать дань уважения полной истории дома, разрушениям и всему остальному, а не строить точную копию, как будто ничего не произошло. В результате получается структура, которая является тенью того, чем она когда-то была. Временами здание выглядит недостроенным, поврежденным и непригодным для проживания. Эта уникальная дизайнерская интерпретация прекрасно увековечивает Дом Гропиуса и его сложную историю.
Вот как описали процесс сами авторы. «Ансамбль Дома мастеров характеризуется своей многослойностью: его историческим, фактическим существованием, его присутствием в средствах массовой информации и влиянием как архитектурной иконы и, кроме того, непосредственным, частным свидетельством о здании, выходящим за рамки официальной истории. Вместо документирования истории наш подход заключался в том, чтобы иметь дело с реальной сущностью памяти. Мы рассматривали забывание как неизбежный компонент запоминания. Воспоминания питаются размытостью и неточностью. Мы не могли игнорировать этот недостаток точности; нам нужно было поработать с неточностями, чтобы найти правильный тон, соответствующий этой комиссии. Атмосферные черно-белые снимки Лючии Мохоли, архитектурная серия Хироси Сугимото, которая «равномерно растворяет все контуры, объединяет формы друг с другом и сводит структуры к их светлым и тёмным значениям» и работа Томаса Демандера, который воссоздает изображения с места из прессы в виде бумаги модели и фотографии, сделанные ими, помогли нам лучше понять природу проекта. То, что мы искали, было схемой, которая вызывала бы отсутствие и присутствие, которая создавала бы дистанцию через близость и точно справлялась с неточностями.
Мы разделили дома на два действующих компонента, то есть на внешнюю оболочку и внутреннюю организацию. Оболочка выполнена в виде монолитного литья. Размеры и пропорции конструкции, а также первоначальное расположение проёмов были выбраны в качестве отсылки к первоначальному расположению комплекса в городской структуре. Материал — изолирующий бетон — идентичен внутри и снаружи, и это единообразие создаёт эффект отчуждения. Окна, которые наиболее чётко указывают на изменившееся использование домов, расположены заподлицо с фасадом. Полупрозрачное стекло защищает выставочные залы от прямых солнечных лучей, в то время как вид изнутри даёт лишь довольно смутное представление о контурах окружающей среды. Мы интерпретировали внутреннюю планировку как общую структуру и поместили её в пустое пространство интерьера как скульптурный объект. Мотив встроенного в стену шкафа принят здесь как характерный элемент архитектуры Баухауза. Композиционные линии оригинального дома зафиксированы в разрозненной форме и воспроизведены в виде предмета мебели больших размеров. В этой деревянной конструкции, которая была описана проектной командой как “артефакт” на протяжении всего процесса планирования и строительства, размещены как технические установки, так и функциональная инфраструктура, необходимая зданию».
Название: Редизайн дома Гропиуса
Расположение: Дессау, Германия
Архитектура: Walter Gropius, Bruno Fioretti Marquez
Фото: Bruno Fioretti Marquez
Все фотографии проекта: